После начала войны власти подали 40 требований о национализации более 180 частных компаний, суммарные активы которых оцениваются в 1,04 трлн рублей. До начала войны, в 2021 и 2020 годах, Генпрокуратура подавала всего по три подобных иска в год, а в 2010-е такие случаи и вовсе были единичными.
Чаще всего государство приходит за предприятиями оборонного сектора, пищевой и рыбной промышленностью, а также дорогой недвижимостью. Примерно в половине случаев интерес прокуроров вызывают активы, владельцы которых живут за границей.
Процедура «военной национализации» занимает считанные недели, а процессы проходят в закрытом режиме и с участием спецслужб.
Главными бенефициарами передела становятся бизнесмены из ближайшего окружения Путина. Связанная с Ротенбергами группа «Росхим» в результате национализации последних лет получила «Башкирскую содовую компанию», алтайский «Кучуксульфат» и пермский «Метафракс Кемикалс».
В 2024 волна исков о национализации предприятий будет нарастать, полагают авторы расследования. После послания Федеральному собранию 29 февраля 2024 года беспокоиться за свое будущее стоит 88 бизнесменам из российского списка Forbes, которые заработали свой капитал при Борисе Ельцине. По словам Владимира Путина, они «набили карманы» в 90-е, «не имея никаких заслуг перед обществом». Не исключено, что за их имуществом в скором времени придут прокуроры.
«The Bell»