Жемчуга огрузили шею…

Feb 16, 2023 20:25

«Портрет ярославской купчихи Прасковьи Ивановны Астаповой».
Дата написания картины: 1827 г.
Художник Николай Дмитриевич Мыльников.

Николай Дмитриевич Мыльников, (1797, Ярославль - 16 апреля 1842, Ярославль) - русский живописец и портретист. Считается классиком провинциального купеческого портрета. Мыльников родился в приходе Вознесенского храма в Ярославле. Его отец, Дмитрий Петрович Мыльников (1775-1850), принадлежал к цеху городовых живописцев-ремесленников. Дядя, Афанасий Петрович Мыльников (1780-1848), был иконописцем.
Портрет Прасковьи Астаповой стал своеобразным «эталоном» женского образа в купеческих портретах. Он представляет тип погрудного портрета, а наброшенная на плечи светлая шаль создает особую устойчивость, уравновешенность композиции. Плотно, без улыбки сложенные губы, настороженный взгляд, затаивший какую-то смутно зреющую мысль, придают лицу строгое, замкнутое выражение. Все это делает образ предельно заостренным, выражающим характер тяжелый и властный. Примечательно, что многочисленные украшения, которые как бы демонстрирует на себе купчиха, переданные художником достаточно скрупулезно, не отвлекают внимания от главного, выполняя определенную смысловую роль.

Бывает ли у вас, что какая-нибудь мелочь, ерунда, пустячок, услышанный так, между прочим, в разговоре или прочитанный в книге, настолько западает в душу, что вспоминается через десятилетия, даже не своим фактом существования, а произведенным когда-то впечатлением? Когда я нашла портрет купчихи Прасковьи Астаповой кисти Н.Д. Мыльникова, у меня сразу в памяти возникли слова из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке: «Жемчуга огрузили шею…» Помните? Вот это «огрУзили» когда-то просто сбило меня с ног, а количество жемчуга, необходимого, чтобы стать «грузом» представлялось невероятным.

Взволнованная нахлынувшими на меня детскими воспоминаниями, я решила перечитать сказку, и, признаюсь, она меня удивила…

Чего скрывать, я, как многие из вас, время от времени захожу в разные женские группы на фейсбуке и черпаю в них массу новой для меня информации. Молодые женщины, которые составляют большинство этих групп, невиданно расширяют мои горизонты. Сколько новых слов я от них узнала: висхолдинг, неглект, токс, перверзный нарциссист, газлайтинг, абьюзер, виктимблейминг, мизогин... И это только из приличных!

Возможно поэтому, на давно известную сказку я взглянула совсем по-новому.

Возьмём, к примеру, одного из главных персонажей - старика. Тридцать лет занимается он одним и тем же делом - ловит рыбу. Но что это ему дало? А ничего! Ни жилья приличного, ни карьерного роста, ни обеспеченной старости… Даже целого корыта в доме нет! Получается, что рыбная ловля не приносит ему дохода. Возникает вопрос: почему он все эти годы не развивался, не рос над собой? Почему бы ему вместо споров с женой, не начать вовремя реализовывать излишки рыбы? Солить её, коптить, сушить. Разнообразить, так сказать, ассортимент. Купить затем новые снасти. Развивать малый бизнес. На полученный доход приобрести лодку, нанять помощников. Открыть харчевню. Разослать глашатаев в соседние земли, чтобы проинформировали тамошний народ о рыбных деликатесах - свежих и недорогих. Пригласить плотников, построить несколько гостевых изб. Подогнать пару скоморохов, чтобы веселили приезжих. Улучшить собственные жилищные условия. Вот так дело мало помалу бы и наладилось. Кстати, старухе к этому времени и корыто новое вовсе было бы не нужно: она бы отдавала все вещи профессиональной прачке, которую к этому времени взяли бы для обслуживания теремов для особо почётных гостей - бояр и прочих мажоров. А дальше - больше...

Но пока притормозим. И обратимся к образу главной героини. Нет, не золотой рыбки, а старухи. Хотя называть старухой женщину неполных пятидесяти лет это эйджизм и плохое воспитание. Итак, поговорим об этой святой женщине. Всю жизнь она живёт под игом неглекта - ведь муж долгие годы не спешит удовлетворить её жизненно важную потребность, отказывая в приобретении целого корыта. Уже в начале истории мы видим, как после переговоров с рыбкой, предложившей взаимовыгодный обмен, старик проявляет свою полную деловую несостоятельность. При этом, замечу, «старуха» постоянно прядёт свою пряжу, т.е. работает полный рабочий день, обеспечивая семье хотя бы минимальный прожиточный минимум. (Мы же помним, что бизнес старика идёт ни шатко, ни валко: сеть приходит то с травою морскою, то с одною тиной). А кто занимается хозяйственными делами, спросите вы? Так наша героиня и занимается. Но это, как принято во многих семьях, работой не считается. Когда же «старуха», оперативно разобравшись в коммерческом предложении рыбки, начинает деятельность по улучшению совместного благосостояния и собственного имиджа, дед старается свалить в туман, ходит с обиженным фейсом и постоянно жалуется инвестору на своего партнёра. Естественно, кому понравятся такие деструктивные отношения? Поэтому главная героиня отправляет своего мужа в один из филиалов, который находится на конюшне, чтобы тот был сыт, обогрет (ведь не чужой человек!) и в то же время не позорил её перед избранным обществом, в которое она получила доступ благодаря своей успешной коммерческой деятельности.

А что рыбка, спросите вы меня? Да ничего. Аспид она, злыдня, беспринципная аферюга и мизогиня. Такой сказочный «банк «Империал», поманивший деда платиновой карточкой, а подсунувший вместо неё прокомпостированный талон на трамвай. Эта потенциальная вобла ушла в синюю даль, оставив своих вкладчиков у разбитого корыта в старой сырой избушке и забрав у них последнюю надежду на безбедную жизнь и достойную старость.

***
О сказке на этом всё. Теперь немного о работе. Как известно, у кого суп пустой, у кого жемчуг мелкий. Поэтому перлы у меня на рукавах и шее оказались крупнее, чем у прототипа. А что, один из моих прадедедов тоже был купец, так что имею право!
Серьги сделаны собственными руками специально для этой работы.
Нарядная шаль - «дорожка» для стола с вышивкой «крестиком».

Платок на голове - отдельная история. Для создания причёски сначала был надет парик (последствие недавней идеи подстричься налысо)). Затем волосы были спрятаны под шапочку, а затем уже на это сооружение накручен тонкий шарф.

Самое большое разочарование - макияж. Над ним я усердно трудилась более часа, прорисовывая тени, оттенки и прочие детали. Но оказалось, что мой новый мобильник при съёмки селфи к чёрту стирает всё, что, по его мнению, может помешать увидеть смотрящему истинную красоту моей души. Поэтому остался лишь слегка подбитый глаз и след от хука в челюсть слева)).

И ещё я немного зачернила фон по углам, т.к. «маленькое черное платье», на фоне которого проходила съёмка, оказалось реально маленьким и не таким чёрным, как хотелось.



Ирина Саблина для Изоизоляция

картина, карантин, пародия, флешмоб, шутка, юмор, искусство

Previous post Next post
Up