Пишу я теперь сюда редко. И вообще теперь пишу редко. Мне больше нечего сказать своим друзьям, коллегам, знакомым… Все, что хотел, я сказал еще в марте, в апреле, в мае, в июне… Могу только повторить, и опять смело уйти в туман.
1. Украина победит. Как, когда, с каким результатом, сколько еще украинцев отдадут свою жизнь - это не ко мне, это вон к психотерапевту Арестовичу…
2. Россия проиграет. По крупному и надолго. Ибо на войне, конечно, важно количество танков и самолетов, численность войск, состояние экономики и прочая, с виду важная, статистика. Если ориентироваться только на цифры, то, конечно, слон победит тигра. Но жизнь - она не математика, а, скорее, кибернетика плюс философия. Если бы миром правил компьютер, то Дальний и Ближний Восток между собой делили бы Китай и Индия, Куба осталась бы традиционным американским курортом, а Вьетнам стал бы нетрадиционным экзотическим. Испания владела бы Британскими островами и Бенилюксом, а Германия говорила бы на латыни, поскольку Римская империя, как самая могущественная держава мира, должна была существовать вечно. А моего любимого Израиля на карте планеты не было бы совсем.
Мамонты вымерли, а Россия проиграет. Можно ссать против ветра, но недолго - облегчение наступит, а счастье - нет. На войне побеждают идеи, технологии и праведная злость. Советский Союз победил Германию, так как, действительно, отступать было некуда, выбирать между жизнью и смертью не приходилось (это сегодняшний выбор украинцев), была идея (а коммунизм и всеобщее равенство - идея способная захватить миллионы) и была техника (спасибо ленд-лизу). Из всего это победного набора в гибридной России нет ничего! Путин - не Сталин (и слава богу), российская армия эпохи всеобщей коррупции хороша только в мирное время (чтобы воровать бюджет), идея «борьбы с украинским нацизмом» может захватить умы только избранных телезрителей. И воевать кремлевские политтехнологи могут исключительно руками «мобиков» - самой бедной и униженной части русского народа. И как бы не замечая, что противник у них - высокомотивированная европейская страна, у которой есть своя общенациональная идея (независимость и свобода), ее солдаты готовы реально умирать, а воюют они самым технологичным современным оружием (спасибо ленд-лизу). Этот тигр, можно не сомневаться, разорвет разжиревшего слона, не сегодня, так на днях…
3. Победа Украины станет поражением ПУТИНСКОЙ России. Но победой для России будущего. Никакого глобального развала, как бы этого не хотелось соседям, не будет. Стереть с карты мира огромную страну ластиком - пустые фантазии. Нравится это кому-то или нет, но с постпутинской страной миру придется выстраивать новый диалог. Новая Россия будет обновляться десятилетиями. Да - репарации, да - настоящая декомунизация, да - смерь империи, да, да, да… В конце концов, Россия станет страной 21 века - провинциальной, в меру уютной, где главная национальная идея - платить налоги, иметь хорошую пенсию и медицину, ездить в отпуск на хорошей машине, ругать политиков и раз в четыре года переизбирать их к черту. Внятный выбор между «империей в окопе» и «комфортным микрорайном со своей трехкомнатной квартирой» способен сделать даже русский человек. Только надо признать, никто ему такого выбора ранее никогда в жизни не предлагал. Путинская РФ проиграет. Простые россияне выиграют, точнее, дети и внуки этих россиян.
4. Мир станет лучше. Эта война, надеюсь, станет последней колониальной войной в Европе. Как и любая глобальная встряска, эта война - следствие кризиса старого мироустройства. Невозможно в 21 веке опираться на принципы потсдамского соглашения, от которого не осталось ничего, кроме бумаги. Время от времени генеральную уборку в доме и в мире надо все-таки делать. А мы до сих пор живем в доме, правила общежития которого написаны почти 80 лет назад. Мы как бы не замечали иногда этот пожелтевший от времени листок, мы полагались на естественный ход вещей, понимали, что он дань традиции… Ан нет… Самое время скорректировать домовой Устав, начиная от инструкций пользования ядерным оружием, заканчивая правилами сортировки мусора.
Я оптимист. Я верю, что военные преступники будут казнены, преступники-пропагандисты окажутся за решеткой. Что мы увидим новый мир… Больше мне нечего сказать.
©
Евгений Эрлих