Павел Пряников К последнему посту очень много комментариев, уже почти 200. Постараюсь на многие ответить. Некоторые удивляются, правильно ли я всё услышал? Правильно услышал, и многое ещё не вместилось в прежний пост. Например, если говорить о центре Москвы, то уважаемый архитектор Сергей Скуратов вообще предложил не стесняться «высотных доминант внутри Садового кольца». А что такое «высотная доминанта» в понимании московского стройкомплекса? Это жилые башни по 45-50+ этажей. Раньше проектировщики стеснялись такое предлагать, и высотки пусть и появлялись в центре (как та же высотка в псевдо-сталинскои стиле на Маяковской) но всё же вне СК. Теперь, видимо, «лёд тронется» в такой форме градостроения в центре.
Что ещё вынес из сегодняшнего дня на МосУрбанфоруме. Это - активная застройка берегов реки на всём её протяжении. Свои проекты представили КапиталГруп с застройкой Бадаевского завода, ИНГРАД - с застройкой территории стадиона «Торпедо» на Автозаводской (фотографию этого проекта сделал, она в посте), где появятся 29-этажные жилые башни.
Главный архитектор Москвы Кузнецов посвятил отдельную секцию форума застройке берегов Москвы-реки, и показывал картинки, как все эти берега обрастут жилыми домами.
Главный вывод из первого дня форума - стройкомплекс Московской агломерации будет распухать и дальше. Для людей, связанных с этим бизнесом, это хорошая новость. А таких людей немало. Только по официальной статистике, стройкой в Москве занимается 1 млн. человек непосредственно. А опосредованно - ещё 0,5 млн. человек (риэлторы, архитекторы, рекламные и PR-агентства, медиа, ремонтники и т.д.). Это почти 20% рабочей силы Москвы. Для самих москвичей - новость не очень. Она означает для них приток новых и новых мигрантов в агломерацию (по одной из диаграмм, представленных Институтом развития города, это примерно +300 тыс. человек в год), уплотнение, транспортный коллапс и ответ на него в виде всё большего ограничения владения автомобилем.
На одной из секций президент «Нового экономического партнёрства, социолог Михаил Дмитриев показывал диаграммы сравнения структуры экономик Берлина и Москвы. Берлин был выбран правильно, это тоже постсоциалистический город с теми же болячками, что и Москва. В том числе и в градостроительной политике. Так вот, строительство в Берлине занимает 3,8% экономики города, а в Москве - 12,7%, или в 3,5 раза больше. Т.е. в Москве непропорционально раздут стройкомплекс.
А исполнительный директор «Института экономики города» Татьяна Полиди предупредила, что согласно программе нацпроектов по строительству застройка Подмосковья должна вырасти в 2 раза. Т.е. с нынешних 7-8 млн. кв. м в год до 15 млн. (всего же разрешений на стройку в области выдано уже на 120 млн.кв. м жилья). Рост Московской агломерации будет идти и дальше. С этим знанием нужно строить свою стратегию жизни.
©
Павел Пряников