«Считается, что для того, чтобы расшевелить болото, достаточно 10 процентов граждански активных людей.
Армения - маленькая страна, в ней живет всего 3 миллиона человек, из них 1 миллион живет в Ереване. Стотысячный митинг в течение 10 дней - это очень много.»
Маша Слоним:
Революция нам не по размеру
Маша Слоним - о том, почему нам не стоить так радоваться последним событиям в Армении
И опять мы примеряем на себя чужую революцию. На этот раз армянскую. И опять радуемся за соседей и оплакиваем себя. Увы, не наш размерчик.
А до этого мы примеряли на себя Майдан, Тбилиси; еще раньше - Пражскую весну, польскую Солидарность.
А уж как мы радовались падению Берлинской стены, объединению Германии! Обретению странами Балтии независимости тоже радовались, но это не было неожиданностью, давно уже было понятно, что они первыми вырвутся из Союза.
Ну, а потом мы и сами примерили и щеголяли своей трехдневной революцией 91-го года. Мы победили. Назад пути нет!
Я так уверенно говорю «мы» и даже не задумываюсь, кто эти «мы»? Это мои московские друзья и друзья друзей? Это мой круг фейсбучных друзей, френдов и друзей френдов? Это те милые люди, которых я встречала на демонстрациях и митингах в Москве? Тысяч 50 или даже 100? А остальные 146 миллионов человек?
Примеряли ли они на себя все эти революции, радовались ли побегам из соцлагеря своих солагерников?
Радуются ли сегодняшней революции в Армении? Да нет, конечно. Большинству все равно.
Я помню, что после августа 1991 года был проведен опрос об отношении людей к тем событиям. Так вот, 30 процентов были за Ельцина, 30 - за ГКЧП, а 40 процентов вообще или не знали, что произошло, или им было все равно. Болото.
Считается, что для того, чтобы расшевелить болото, достаточно 10 процентов граждански активных людей.
Армения - маленькая страна, в ней живет всего 3 миллиона человек, из них 1 миллион живет в Ереване. Стотысячный митинг в течение 10 дней - это очень много.
Армения - маленькая, гомогенная страна с почти однородным населением, где не только не утрачена национальная культура, но она очень сильна. Еще до того, как к демонстрантам примкнули военные, судьбу митингов в значительной степени решило участие студентов и школьников. Полицейские не стали бить детей, это противоречит национальной культуре! Можно вспомнить последние митинги в Москве, где у полицейских не было никаких культурных ограничений в этом смысле.
Армяне, наверное, сегодня могут сказать «мы победили».
А что такое «мы», в России не знает никто.
У более 70 процентов россиян нет заграничного паспорта, они просто не ездят, никогда не были за границей.
У более 70 процентов россиян есть интернет, но большинство не особо волнует угроза его блокировок государством, ограничения их свободы. Против блокировки Telegram вcего 24 процента опрошенных.
Крым, Сирия, выборы, свобода, демократия - это «мы» считаем важной темой.
Но «мы» - это, увы, не так много, как нам кажется.
Не стоит примерять на себя чужие революции. Не тот размер. Да и фасон не тот.
«Сноб»