Я рассказала о
французских учреждениях для детей младшего возраста, а теперь хочу рассказать об американских. Правда, во французских все просто: с 3-х месяцев до 3-х лет
государственные ясли, и параллельно с ними
частные няни, а после 3-х лет -
государственные школы, первая из которых
ecole maternelle, и правила там везде одинаковые, и распорядки. В американских же все немного запутанней и разнообразней, поэтому так стройненько изложить не получится. Но, попробую, как уж есть.
Начну с самого простого. Государственное, или публичное, образование в США начинается с 5-и лет (во Франции - с 3-х) - я не знаю, насколько оно обязательное (во Франции обязательное - с 6-и лет) - и начинается оно с начальной школы. В начальной школе сначала идет kindergarden (или, как его здесь по-простому называют, K), а потом классы - с 1-ого по 5-ый (и иногда 6-ой). То есть, то, что на русский переводится, как «садик» - kindergarden - здесь это уже первый класс начальной школы, точнее, лучше сказать «нулевой класс». В K идут дети в возрасте 5-6 лет. То есть, K соответствует
GS maternelle во Франции.
При этом, американская система разделения возрастов детей по классам соответствует российской: в соответствующий класс принимают детей, которым на момент начала учебного года уже соответствующее количество лет (в отличие от Франции, где принимают детей, которым соответствующее количество лет должно исполниться до нового года). Учебный год в США, также как во Франции и в России, начинается с сентября. То есть, в K принимают тех детей, которым к сентябрю этого года уже есть 5 лет. Во Франции же в GS maternelle принимают тех детей, которым к концу декабря этого года будет 5 лет.
Повторюсь, начиная с K, образование в США - публичное, то есть - бесплатное. Конечно, есть и частные школы, где нужно платить. Запись же в государственные школы осуществляется по месту жительства. Попасть в школу не по своему месту жительства - нереально. Хорошие школы в США перемежаются с плохими. Есть специальный сайт, на котором можно узнать рейтинг школы. Конечно, все хотят жить в районах с хорошими школами, поэтому цены на жилье в таких районах - запредельные!
А вот до K, до есть до 5-и лет, государственных учреждений для детей нет никаких, все только частные, и очень-очень дорогие (в отличие от Франции, где есть
государственные ясли с 3-х месяцев). Есть несколько названий для таких дошкольных заведений: preschool, childcare, learning center, daycare… Я, честно, не знаю, чем они отличаются! Хотя мы посетили их с 10-ок. Возможно, только названием - кто как хочет, тот так и называет. Например, нашу школу все называют preschool, хотя на самом деле она early learning center. В дальнейшем я буду все эти заведения называть daycare для краткости. (Ну и кстати, если уже быть занудой, «садик» на английский нужно бы переводить daycare или preschool, но не kindergarden.)
Итак, в классическую daycare обычно принимают детей с 2-х до 5-и лет. При этом, есть daycare (как, например, наша), где идет четкое разделение по годам на три класса: класс для 4-5 лет, то есть для тех, кто на следующий год пойдет в K, называется pre-K (он соответствует французской
MS maternelle); класс для 3-4 лет обычно называется preschool (он соответствует французской
PS maternelle); и класс для 2-3 лет, который я не знаю, как называется (во Франции дети этого возраста еще в яслях). Ори на момент начала учебного года в американской daycare было 3 года, поэтому, в соответствии с американской системой, она попала в класс 3-4 лет (preschool, который соответствует PS maternelle). Во Франции она бы попала уже в MS maternelle (которая соответствует местному pre-K), так как в декабре ей бы уже исполнилось 4.
В других же daycare есть только 2 класса, и детей делят на две группы: маленькие (с 2-х до примерно 3.5 лет) и большие (с примерно 3.5 до 5 лет), причем эта граница не такая жесткая, как в предыдущем случае, и основывается в том числе на уровне развития ребенка. Для 2-хлеток еще допустимы подгузники, 3-хлетки обычно уже без них. А в некоторых daycares, как, например, тех, что организованы по принципу Монтессори, вообще один класс и дети всех возрастов перемешаны.
Я написала, что в классическую daycare принимают детей, начиная с 2-х лет. Есть отдельные daycares, которые принимают и в более раннем возрасте - с 9-и, и даже с 6-и месяцев. Но вот daycare для детей младше 6 месяцев я не встречала. Во Франции в ясли берут с 3-х месяцев. Здесь до 6 месяцев - только няня.
Как я уже написала, все daycares - частные. Поэтому, грубо говоря, они вправе сами регулировать разделение детей по возрастам, свой рабочий день и те условия, которые они детям предоставляют. Есть daycares, которые работают только до обеда; есть daycares, которые работают только до 3 часов дня; а есть те, которые открываются в 7 утра и закрываются в 7 вечера. Есть daycares, у которых строгая пятидневка - full-time; есть daycares, которые разрешают записать ребенка только на 2, 3 или 4 дня - part-time; есть daycares, которые работают целый день, но разрешают записать ребенка только до обеда. Во Франции у всех ecoles maternelles примерно одинаковый график работы.
В большинстве daycares также очень свободный график в плане того, когда можно привести ребенка. Да, у них тоже есть определенный час, к которому желательно, чтобы ребенок был в школе - обычно это 9 часов, так как в это время начинаются какие-то занятия. Но привести ребенка позже - не возбраняется, забрать в любое время - тоже. Во Франции на это отводилось 10 минут днем и 10 минут вечером.
В общем-то, во всех daycares день проходит примерно одинаково: дети играют, рисуют, делают разные поделки, гуляют, едят, спят, читают книжки, поют песенки. Утро часто начинается с circle: все дети садятся в круг, и воспитатель им что-то рассказывает, или всех детей о чем-то спрашивает. Причем сидят дети обычно на полу. Во Франции тоже есть такой circle, только сидят все на стульчиках. В зависимости от daycare преподаватели могут быть более и менее заинтересованы в занятиях с детьми. В некоторых daycares дети просто целый день играют, а в других преподаватели постоянно с ними что-то делают.
Есть daycares, которые предоставляют детям дополнительные занятия: музыка, танцы, гимнастика, театральный кружок. Иногда эти занятия включены в стоимость daycare, иногда нет. Другие daycare ничего такого дополнительного не предоставляют. В таком случае это именно что day care - о ребенке просто заботятся, но ничего сверх того не делают. Возможно, разница во всех этих названиях - preschool, learning center, childcare - именно в этом: в learning center будет learning, а в childcare будет просто care. Во Франции обычно нет дополнительных занятий, если только это не частная школа.
Есть daycares, которые предоставляют детям ланч. При этом, некоторые из них предоставляют полноценный сбалансированный обед, но большинство же предоставляет именно классический американский ланч - сэндвич, пицца. Во многих daycares ланча нет, и родители должны сами приносить еду. В некоторых есть микроволновки, и еду детям разогревают. В некоторых - нет, и тогда либо нужно делать холодный ланч, либо покупать термос. Многие daycares при этом предоставляют полдник, но он часто тоже американский - хлопья, печеньки, фруктов мало. Во Франции наоборот: детей обязательно кормят в школе обедом, причем здоровой пищей, а вот полдник родители сами обеспечивают.
Во всех daycares дети спят. То есть, американские дети спят днем до 5 лет, в то время как французские - до 4-х. Я помню, как во Франции переживала по этому поводу насчет Ори. А теперь оказалось, что Ори и сама-то не очень-то спит, хотя ее и укладывают. Некоторые daycares предоставляют кровати и постельное белье, в некоторых нужно купить самим; в большинстве daycares не кровати, а матрасы, не постельное белье, а спальные мешки; опять же, некоторые эти «мешки» предоставляют, а в других - нужно покупать; в некоторых daycares постель стирают, в других - нужно забирать на выходные и стирать самим. Во Франции постель всегда дают.
В некоторых daycares можно приносить на сон игрушки и соски, в некоторых - никакие вещи из дома приносить нельзя. В большинстве daycares принесенные игрушки можно брать только на сон. Во Франции так же. В редких daycares дети на сон раздеваются; в большинстве - спят в своей одежде; в некоторых - спят даже в обуви: это типа в целях безопасности - а вдруг пожар?! Во Франции спят в одежде, но обувь снимают. А вот что общего тут и во Франции, но отлично в России - это то, что дети, приходя в школу, не меняют обувь! На самом деле, это просто потому, что преподавателям лень переобувать 20 детей, других объяснений нет. Одно хорошо - здесь все же тепло и часто сухо, поэтому обувь обычно легкая и часто чистая.
В некоторых daycares туалеты находятся прямо в комнате, в подсобном помещении или просто за перегородкой. В таком случае они обычно специально маленькие, детские. В других бывает один отдельный туалет с кабинками и с обычными унитазами. Тогда детей туда тоже водят строем. Иногда для этого нужно выйти на улицу - благо, здесь в основном тепло. Во Франции туалет обычно отдельно. В нашей школе, чтобы в него пройти, тоже нужно было выходить на улицу.
В некоторых daycares есть просторный двор с травкой, деревьями и детскими приспособлениями - горками, качелями, домиками, велосипедами; а в некоторых это бывает огороженный закуток с минимальными удобствами. Тут уже, кому как повезет. Во Франции в школах обычно просторные дворы, но с приспособлениями не густо - типа дети должны просто бегать и сами себя занимать. В некоторых daycare классы разных возрастов гуляют по очереди, в некоторых - все вместе, а в некоторых - у каждого класса своя территория. Во Франции у нас был последний вариант.
В некоторых daycares детям организуют field trips - походы или выезды куда-нибудь вне школы, да хотя бы в соседний парк на пикник. Чтобы ребенка можно было «вывезти», родители каждый раз подписывают соответствующую бумагу. Field trips бывают не часто, типа, раз в пару месяцев. Некоторые школы выездов не организуют, но приглашают к себе каких-нибудь артистов, клоунов, полицейских (чтобы рассказали о своей работе) и т.д. За все эти мероприятия - field trips и приглашения - иногда надо дополнительно платить. В некоторых daycare не организуют ничего. Во Франции обычно тоже бывают field trips.
Кроме того, еще одно очень важное отличие разных daycares. Есть daycares, которые имеют свое отдельное здание - пусть небольшое, но все предназначенное только для этой daycare. Есть daycares, которые арендуют несколько комнат в здании. В таком случае в одном здании, на одной территории, может существовать 3-4 daycares; двор тоже делят на всех, отгораживают забором. И наконец, есть daycares на дому. В зависимости от размеров дома это может быть очень маленькая daycare человек на 5 с одной воспитательницей, а может быть и большая - человек на 10-12, в таком случае у воспитателя бывают помощники. В daycare на дому с большей вероятностью принимают малышей. А вообще в такой daycare дети всех возрастов вперемешку.
Вообще, по нормам Калифорнии, в daycare соотношение воспитатель/дети должно быть не более 1/12 для детей от 3-х лет (для детей младше 3-х лет это соотношение меньше, по-моему, 1/8). Во многих daycares именно такое соотношение и выдерживают: 24 ребенка и 2 воспитателя. Но вот в нашей daycare, например, меньше: 22 ребенка и 4 воспитателя, при это два основных, которые называются учителями, и два ассистента. Это все же гораздо лучше, я считаю, чем во Франции - 30 детей и 2 воспитателя. Да даже 24 лучше, чем 30, что уж.
Дальше, есть daycares, организованные как независимые daycares, а есть daycares от определенного предприятия или организации. Например, у НАСА есть своя daycare, куда берут сначала насовских, а потом остальных по остаточному принципу. В общем-то, остальным ничего не остается. Есть daycares при церкви. Это вообще очень популярный вариант. При этом, в таких daycares обычно преподают религию, дети посещают церковь, но не всегда - например, наша daycare при церкви, но никакой религии там нет и в помине. Во Франции нет религиозных школ. По крайней мере я о них никогда не слышала. В обычной школе религию там не преподают.
Поскольку мы в многонациональной Силиконовой Долине, то здесь также много и межнациональных билингвистических daycares: много китайских, испанских, есть индийские, французские, русские. В некоторых второй язык преподают просто в качестве урока; в некоторых языки чередуются пополам на пополам - один день, например, французский, в другой - английский; а в некоторых преобладает как раз иностранный язык, а английский - в качестве урока. Я не уверена, что так по всей Америке, скорее, это специфика именно Долины. Во Франции есть школы-билингва, но в основном в крупных городах, и второй язык там - всегда английский (возможно, бывают исключения, но не в Тулузе).
Теперь про запись в daycare и оплату. Это очень, очень, очень дорого. У нас в Долине daycares меньше чем за 1000 не существует (я буду приводить цены за пятидневку, за part-time, соответственно, меньше). Низкой считается цена до 1300, средней - 1500-1700. Есть daycares за 2000 и выше. К ним относятся, в частности, в основном все билингвистические daycare. При этом, в эту цену могут входить, а могу и НЕ входить: ланчи, постельное белье, дополнительные занятия, дополнительные поездки или приглашение, например, каких-нибудь артистов, продленка (если, например, школа официально работает до 3-х, но можно оставить ребенка на продленку) и т.д. Есть daycare, у которых фиксированный тариф за год, а если платить в рассрочку по месяцам, то выходит дороже. Но в большинстве все же оплата по месяцам, которая от количества реальных дней, проведенных ребенком в школе, не зависит.
Несмотря на то, что daycares жутко дорогие, в них часто еще и трудно попасть! Во всех daycares есть waiting list - список ожидания, куда нужно записаться, прежде, чем получишь место в школе. В некоторые школы нужно записываться заранее, даже за пару лет, как, например, в насовскую. Во всех daycares при записи есть невозмещаемый взнос за запись - порядка 100-200 долларов (это плюс к оплате). Многих daycares (но не все) берут залог - порядка половины месячной стоимости - на случай ухода ребенка из школы. В нашей предыдущей daycare этот залог возвращали, только если предупредить об уходе за 30 дней, в противном случае - не возвращали. В нашей нынешней daycare этот залог не возвращают вообще, и он идет в оплату последнего месяца в году - июля. Если ребенок уходит из школы раньше - ну значит пропадет половина месячной стоимости.
Еще немного про годовой режим работы. Государственные школы, начиная с kindergarden, имеют примерно одинаковый режим: учебный год начинается в сентябре, заканчивается в июне (как во Франции), у детей есть 2 месяца летних каникул, кроме того, две недели на Рождество, и, если я не ошибаюсь, неделя осенью и неделя весной - примерно, как у нас в России. Daycares этому режиму не подчиняются, поскольку они частные, они сами решают - когда и сколько отдыхать.
Daycares не закрываются на школьные каникулы. Обычно, daycares закрываются на 1-2 недели на Рождество, и на 1-2 неделю летом (при этом, платить нужно все равно, как за полный месяц). Некоторые daycare не закрываются, а работают вообще круглогодично. Все daycares закрываются на государственные праздники (это чаще всего - понедельники), которых в США штук 8. Некоторые daycares иногда (примерно 1-2 раза в год) устраивают teachers learning day - это типа день, когда учителя повышают квалификацию (наверно), а школа закрыта. То есть, в таком смысле, daycares функционируют, как французские ясли.
Вот, вроде, и все, что я хотела рассказать о daycares. Альтернативой daycares для работающих американцев являются няни. Надо ли говорить, что они тоже жутко дорогие?! Конечно, индивидуальная няня дороже daycare, однако иногда, если взять одну няню на 2-3 семьи, то может выйти и дешевле. Про нянь я особо не в курсе, поэтому много писать не буду. Я не слышала, чтобы они проходили какую-то специальную аккредитацию, как во Франции. Мне кажется, здесь няней может быть кто угодно, а ищут их, в основном, по рекомендациям. Кроме того, популярны также и няни для более взрослых детей - забрать со школы, довести до дома, накормить ужином - так как мест в школьной продленке хватает далеко не всем.
Вот, наверно, и все, если вдруг еще что-то вспомню, допишу в комментах.