Субъектность 1

Aug 20, 2020 15:47


Я не особо шарю в политике. Но из простого здравого смысла и общего жизненного опыта предположу, что для того, чтоб быть политическим субъектом. а не объектом, надо иметь в жизни нечто большее, чем та политика.

Собственно, это ведь и  со всем так, политика просто частный случай.

Есть ли это нечто, ну, скажем, у условных «российских сторонников Лукашенко», хотя речь далеко не только о них. Да, думаю, есть.

У меня тут сын недавно спрашивал, что с этими людьми не так. Уже политические взгляды тут вообще не при чем.

Уже и выборы тут не при чем - да хоть бы ты монархист тысячу раз или анархист, и в гробу их видал,и  ненавидишь демократов (либералов, кого угодно, вообще всех) и вообще.

Что ты поддерживаешь-то - издевательства, пытки и изнасилования дубинкой теток и мужиков. которые лежат сейчас по больницам с повреждением внутренних органов? То, что этому шестнадцатилетнему парню. пропавшему вместе с множеством пока не найденных людей, но на счастье найденному в реанимации детской больницы в коме, выдавливали глаза той дубинкой? И. кстати, довольно сильно их повредили.  А до этого забивали ее в глотку. А до этого заставляли петь гимн ОМОНа. А до этого лупили по пяткам. И т.д.





У священника Василия Лурье есть довольно интересный дискуссионный пост на эту тему. Он обобщенно называет этих людей. независимо от возраста, гражданства. политических (советских. антисоветских и прочих) взглядов и т.д.,  «советскими людьми»,выделяя главное отличие"главное  - это свойственное обычному (но не советскому) человеку представление  об идеалистических мотивациях - именно как о повседневной реальности и  для себя самих, а не для ритуального вранья пропаганды." (не из самой заметки, а в комментариях).

Я не вполне с ним согласна. Он скорей описал  знаменитый «куздризм». как часть явления, однако, подобные люди вполне могут иметь и идеалы - искренне, а не как пропагандистское прикрытие.

Просто идеалы эти несколько специфические, как бы несколько отчужденные от той привычной психологической реальности человеческих норм и представлений о должном, в которой мы в большинстве , осознавая это или нет, живем.

Как мне представляется, главный тот идеал - возвращаясь к началу - вот совершенно не политический, а вполне экзистенциальный  - личное и общее (а отсюда, вполне логично, и общественное) бесчестие.

Нет, это не иррациональный садизм, как кажется на первый взгляд, уж тем более, не просто тяга к насилию, которое само по себе вполне может признаваться в том или ином виде как допустимое средство борьбы самыми разными, да собственно, вообще большинством политических и неполитических идеологий и мировоззрений.

Нет, тут именно ценность - публичное и демонстративное унижение, обесчещивание, опускание.

Именно это приведение к состоянию всеобщего бесчестия - тот идеал, та сама по себе абсолютная ценность, не требующая никакого обоснования, как и все абсолютные ценности, впрочем, напротив, способная сама собой как некий символический сакральный ритуал , завести белорусские заводы и фабрики и вдохнуть силы в экономику.

Т.е.что- то в идее об "антропологическом проекте" есть, возможно.

Дальше идут оттенки. Фанаты равенства найдут достоинства того опускания, исходя из его равенства для всех, без привилегий.

Фанаты прагматизма скажут, повторюсь, что оно чудесным иррациональным образом держит на плаву экономику.

Самые простые на голубом глазу так и возопят ключевое, самую суть: давай, бей- не жалей, чтоб много о себе не понимали!

И да, это вполне себе субъектность.Связана ли она так уж с тем советским проектом, как считает Лурье, не знаю и судить не берусь.

Но что она вполне существует и, главное, не из политики растет, мне кажется, очевидно.

Главное, собственно, чтоб человеку было что этому субъекту и этой субъектности противопоставить, мне кажется.

Previous post Next post
Up