Jun 11, 2013 17:11
Духовный путь начинается с молитвы. В первый раз это всегда бывает по-разному, форма и наполнение могут отличаться или даже отсутствовать вовсе, но причина одна: внутренний вакуум в какой-то момент становится настолько невыносимым, что вдруг прорывается в сознание. Молитва - это движение души внутрь самой себя, смещение фокуса восприятия со слов на промежутки между ними. Молитва - это концентрированное намерение быть, а не существовать. Молитва - это прямая связь с Силой, которая дала нам жизнь и которая заберет ее, обогащенную осознанием, в неизвестный нам момент.
"Молитва есть первое в нравственно-религиозной жизни. Корень этой жизни составляет сознательно-свободное отношение к Богу, которое заправляет потом всем. Поприще, где раскрывается и является в действии это отношение, есть молитва, как взаимнообщение, есть поприще, где раскрываются наши нравственные отношения к себе подобным, и подвижничество - поприще, где раскрывается нравственное отношение к самим себе. Каково наше отношение к Богу, такова и молитва, и какова молитва, таково и отношениe наше к Богу. А так как отношения эти не одинаковы, то не одинаков и образ молитвы. Иначе относится к Богу нерадящий о спасении; иначе тот, кто отстал от rpеxa и ревнует о добродетели, но еще не вошел внутрь себя и работает Господу внешно; иначе, наконец, тот, кто вошел внутрь и носит в себе Господа и предстоит Ему. Первый как о жизни нерадит, так нерадит и о молитве, и совершает ее в церкви, дома, по заведенному только обычаю, без внимания и чувства. Второй много читает молитв и часто ходит в церковь, стараясь вместе с тем и внимание соблюдать и чувства иметь соответственно читаемым молитвам, хоть это ему очень редко удается. Третий, сосредоточась весь внутрь, умно предстоит Господу и неразвлеченно молится Ему в сердце, без долгих молитвословий, хоть и при долгих стояниях на молитве, дома и в церкви. Отнимите у второго молитвословие - и вы отнимите у него всякую молитву; навяжите третьему молитвословие - вы погасите в нем молитву ветром многословия. Всякому чину людей, или всякой степени приближения к Богу своя молитва и свои для нее правила."
Св. Феофан Затворник, "Письма о духовной жизни"
Православие,
Святые отцы