В 2006 году мы с
Машей Середой писали сценарии для программы "Другое кино". Там была такая идея: перед хорошим фильмом показывать маленькую передачу о персонаже из этого фильма. Перед каждым фильмом - про одного персонажа. Не всегда про самого главного... Вот... И так рассказать об этом персонаже, как будто это настоящий человек. Психолог там говорит о его проблемах, социолог о нем, как примете того времени, ну, и так далее... Это первый сценарий про "Небо над Берлином" Вима Вендерса.
You can watch this video on www.livejournal.com
За сценарии этот цикл программ номинировали на Тэффи за 2006 год в номинации "просветительская программа". Вел передачу Кирилл Серебренников, а придумал все это делать Игорь Лебедев. Снимали в подвалах "Винзавода", тогда еще не открывшегося, а ремонтирующегося.
Сценарий программы из цикла «Другое кино» на ТВ 3,
про ангела Даниэля
из фильма Вима Вендерса «Небо над Берлином»
Заставка. 1 мин.
Ведущий. Вступление. 0,5 мин.
Доброй ночи, уважаемые киноманы! Как говаривал кастанедовский Дон Хуан, «Сумерки - щель между мирами». Поэтому, ночь - время для другого кино.
Сегодня мы поговорим о культовом фильме Вима Вендерса «Небо над Берлином». В центре нашего внимания - главный герой фильма, ангел Даниэль в исполнении Бруно Ганца. Обитающий в тревожном живом небе этого города рядом с людьми, счастливыми и не очень. Итак, сегодня кое-что об ангелах.
Графика. Досье героя. 0,5 мин.
(Фон: основная музыкальная тема фильма. Картинка: кадры из фильма, иллюстрирующие описываемые качества героя).
Позвольте представить. Даниэль. Пол - мужской, возраст - вечность. Кроме роскошных крыльев, отличается от нас мудрым, добрым взглядом и немного отрешенным выражением лица. Умеет читать мысли людей. Обречен на бессмертие. Влюблен в гимнастку из цирка. Невидим и бесплотен. Основное занятие: наблюдать за людьми, собирая антропологические артефакты. Свободное время Даниэль проводит с лучшим другом и коллегой, ангелом по имени Кассиэль, которого знает с начала времен. В одежде предпочитает длиннополые пальто. Внешне скорее интересен, чем красив.
Ведущий. Приближение к герою. 3 мин.
Сегодня мы займемся занимательной ангелологией. Ангелы. Кто они? Что мы вообще знаем об этих существах? Как нам понять и познать их? Поверим Вендерсу, что люди были созданы по образу и подобию ангелов, и между нами больше общего, чем различного.
Но, сдается мне, что Даниэля не назовешь среднестатистическим представителем ангельского общества. Он - фрик среди ангелов. Маргинальный элемент. Как минимум - странный.
Даниэля охватывает извращенное, по ангельским меркам, желание - стать человеком и ощутить простые человеческие радости, отказавшись от того, что положено ему по праву рождения. Или по праву сотворения, если угодно.
(кадр из фильма: оба ангела сидят в открытом автомобиле, а Даниэль говорит: «Это так чудесно - быть духом и вечным свидетелем духовной, и только духовной жизни людей. Но, знаешь, мне иногда надоедает быть бесплотным, парить над миром. Я хотел бы ощутить свой вес. Забыть о своей безграничности и почувствовать земное притяжение. Мне хотелось бы при каждом шаге, при каждом порыве ветра произносить сейчас, сейчас, сейчас. А не с тех пор и навеки…». Акцент на реакцию второго ангела.)
Ежедневная работа Даниэля - «собирать» проявления божественного в людях. Он занимается этим с тех самых пор, как из леса вышло первое двуногое с сухой травой в спутанных космах. Даниэль фиксирует все то, что иногда восхищает каждого из нас: странные фразы, неожиданные поступки, смелые решения.
Как любой, кто вкладывает душу в любимую работу, Даниэль начинает видеть больше, чем коллеги по цеху. «Под проливным дождем женщина закрыла зонт, чтобы промокнуть до нитки» - записано в его рабочей книжке. Видеть божественное в благородных поступках может любой дурак, - но наш герой стремится понять саму сущность человека, который чихает, смеется, возбуждается, ревнует, замерзает, согревается, плачет, врет.
А понять все это можно только ощутив.
Странно, что кризис отношения к работе наступает у Даниэля после стольких миллионов лет. Впрочем, у ангелов свои масштабы времени. И потом.. возможно только современные люди настолько мудры и прекрасны, что даже ангелы им завидуют.
Сюжет. Культурологический анализ. 2 мин.
Чем живут люди, за которыми наблюдает Даниэль?
1987 год. Три года до падения Берлинской стены. Иосиф Бродский получает Нобелевскую премию по литературе. Немецкий пилот Матиас Руст обходит советскую систему ПВО и приземляется на Красной Площади. Вступает в силу Единый Европейский Акт, объединяющий государства. Создается группа «Нирвана». Начинается строительство тоннеля пол Ла-Маншем. Рейган и Горбачев в Вашингтоне подписывают договор о ядерных силах средней дальности. В Японии выходит первая версия видеоигры «Final Fantasy». Малоизвестная австралийская певица Кайли Миног выпускает свой первый хит. Население планеты достигает 5 миллиардов. Европа, не дыша, ждет окончания Холодной войны… Вим Вендерс снимает фильм об ангелах.
Ангелы Вендерса аполитичны, но современны. Слушают Ника Кейва, носят длинные пальто, собирают волосы в хвостик, безоговорочно верят в людей, не признают границ, надеются на лучшее.
Как и многие в то время, Вендерс верит, что плохих людей нет, зато есть люди уставшие, растерянные и одинокие. Своим Ангелам он поручает важную работу: летать над миром, искать подтверждения того, что человечество прекрасно. Тем, кому плохо, ангел кладет руку на плечо, вселяя надежду и помогая найти выход. Но кто поможет ангелу справится с кризисом среднего возраста?
Интервью с консультантом. 1,5 мин. (получилось совмещено с анализом поступков на основе фрагментов фильма)
Трагедией ангела является фатальная отстраненность от жизни. У людей такую психологическую проблему называют шизоидной. А психотип - шизоидами.
Больше всего на свете Даниэль хочет проявиться, быть замеченным, увидеть результат своего участия в жизни. Желание ощутить простые человеческие радости становится навязчивой идеей.
(фрагмент в машине в начале Даниэль говорит, что хочет, чтобы его хотя бы приветствовали кивком за столом за партией в карты).
Шизоиды обычно вырастают из младенцев, которым не дают того, в чем они нуждаются. Такое случается у грубых, агрессивных, психически нестабильных родителей. Мать, которой наплевать на собственного ребенка, рождает в маленьком человеке ужас и ненависть. Очень скоро такой ребенок становится отстраненным. И это помогает, потому что если вокруг - звери, то единственная защита - уйти от контакта с ними, стать бесчувственным чурбаном. Вэндерс вполне достоверно конструирует психологическу обстановку момента, когда ангелы появились на земле. Земля пустынна. Здесь нет существ, с которыми можно общаться. Так закладывался фундамент ангельской шизоидности, по Вэндерсу.
Но это еще не шизоид. В жизни родителям такого ребенка все мало. Они не любят ребенка и он становится им должен. Они убеждают маленького человека, что главные в мире - они, взрослые. По сути, шизоид - добрый слабый человечек, решивший жить для других. И отказаться от себя.
Вернемся к ангелам - у них не было другой персективы, только шизоидная. Вся ангельская работа в том и состоит - вглядываться в людей, сопровождать их развитие. Отказываться от себя, сосредоточась на других. Такая вот работа… Рабочий график - ненормированный.
Не знаю. Есть ли у ангелов психотерапевты, но шизоидную проблему Даниэль решает идеально. Выход здесь: отказавшись от погруженности в других, рискнуть, и проявиться. Путь - через ощущения. И начинается это с любви к женщине.
(Фрагмент «Женщина сделала из меня человека»)
Затем - сеанс музыкотерапии (ангел слушает наполненную страстями музыку Кейва).
Фактически, мы присутствуем при ангельской экзистенции, процессе выхода за собственные рамки. Ангел становится человеком.
(фрагмент когда два ангела идут по бетонной площадке, окруженной стенами города. Второй ангел спрашивает Даниэля, серьезно ли тот решил? Между ними появляется черта. И ангелы проходят через стену).
Ведущий. Финал. 0,5 мин.
«Небо над Берлином» - о любви ангела к человеку, и о большой любви к человечеству. В черно-белом, унылом городе, по обе стороны от абсурдной бетонной стены, живут, рождаются и умирают люди. Стена разделила все, кроме неба, небо по-прежнему - одно, и в небе летают ангелы, которые слышат нас в те редкие секунды, когда мы не притворяемся, когда по настоящему честны - когда молчим.
Фотографам и режиссерам нередко приходится решать, стоит ли ограничиться утонченной, артистичной черно-белой съемкой или погрузиться в буйство оттенков, рискуя вляпаться в кич.
Такой же выбор стоял перед Даниэлем и будет вечно стоять перед нами: смотреть ли мир глазами ангела, любуясь им со стороны, и во всем наблюдая божественную гармонию, или, сбросив крылья, сигануть вниз, в запахи и краски, и жить среди сумбура человеческих страстей, рискуя выглядеть смешно, предавать и быть преданными, глубоко заблуждаться, отчаиваться, искать и не находить. И счастлив тот, кто этот выбор уже сделал.
Итак, Вим Вендерс, «Небо над берлдином». Наслаждайтесь фильмом. И доброй ночи.
Олег Сус, Мария Середа
Конец сценария
В конце благодарности. Маша Середе за сотворчество. Наташе Ретеюм и Юлии Зотовой за возможность работать.