Как школы денюшки считают (сильно упрощенный вариант)

Nov 19, 2009 00:18


Школа - это учреждение. Государственное (ГОУ) или негосударственное (НОУ) - не суть. Важно, что у школы ВСЕГДА есть учредитель - тот, кто ее, болезную, учредил, т.е. - родил, создал, сотворил. Тот, кому она вся, с потрохами, принадлежит. Собственник всего движимого и недвижимого. НО. Учредитель этот напоминает суррогатную мать: сразу после рождения «ребенок» передается в другие руки. Администрации и педколлективу. (То, что они потом со школой делают, называется ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ). Тем не менее, учредитель - местный орган власти - пожизненно платит нечто вроде «алиментов» - дает деньги из местного бюджета на ремонт (собственность-то - чья?) и коммунальные платежи. Это первый момент, важный для понимания денежного вопроса. (Деньги № 1).

Практика же нам говорит, увы, что не все руководители школ это понимают. Например, вопль из зала: «Да при этом подушевом финансировании нам даже коммунальные платежи нечем платить!!!» - свидетельствует как раз об этом непонимании (в какую сторону надо вопить, т.е. откуда берутся деньги на содержания имущества учредителя, т.е. школы). А между тем, от способа финансирования эта часть денег НЕ ЗАВИСИТ.

Второй момент (деньги № 2) - средства на деятельность школы.

Все, что связано с деятельностью школы, регламентируется ФЗ «Об образовании» и оплачивается из федерального бюджета при помощи так называемых субвенций (целевых трансфертов) - денег, которые даются безвозмездно, в полном объеме (т.е. софинансирование не подразумевается), но только на цели, непосредственно связанные с образованием. Под строгую отчетность, естественно. (Для отчетности за эти деньги даже создан специальный орган - казначейство, но это уже другая история).

Из федерального бюджета эти деньги сначала идут в регионы, а оттуда - образовательным учреждениям (иногда бывает еще одна ступенька, но и это тоже детали).

Сколько ж их идет? И сколько доходит до школы?

По-разному. РАНЬШЕ было так. Школа (или, как правило, вместо нее - централизованная бухгалтерия) считала ВСЕ расходы школы в прошлом году (сколько было потрачено на зарплату всем категориям работников, сколько - на бумагу, папки, скрепки, ершики для унитазов, ..., - т.е. материальное обеспечение), затем несколько «корректировала» (не всегда, кстати, в бОльшую сторону) - и посылала заявку. Таким образом, денег приходило в школу не больше, чем просили.


Некоторые школы и доселе так финансируются. Директор ходит с поклоном и подарками в централизованную бухгалтерию и проооосит: «Даааайте денюх на вот это вот, сломалось уже...». Ситуация эта странная: деньги выделяются на школу, а не на бухгалтерию, счета подписывает директор, но реальную власть имеет именно централизованная бухгалтерия. Да мало сказать - реальную. Абсолютную! Иногда даже снимаются деньги со счета одной школы и отдаются другой. И ничо. Никто и не пикнет!

Отчасти это «непиканье» можно попытаться объяснить через концепцию рационального неведения - превышения предельной стоимости полученной информации над предельной выгодой от будущих принятых решений. К примеру, в случае управления финансами школы самостоятельно прибавка к годовой зарплате директора составила бы 200 тысяч рублей в год, а чтобы научиться этими финансами управлять (или нанять консультантов), ему нужно потратить 500 тысяч из личных средств. 500 > 200, следовательно дешевле НЕ ЗНАТЬ ничего об управлении финансами и продолжать пользоваться услугами централизованной бухгалтерии. А на самом деле - надо считать.

С введением системы нормативного подушевого финансирования (НПФ) считать деньги стало лучше, веселее и проще: среднегодовое количество учащихся (теперь появился уродский термин «обучающиеся» - бррр!) умножаем на норматив - и все.

Среднегодовое количество учеников (контингент) считается так: (8 К1 + 4 К2)/12. К1 - это количество учеников на начало планируемого года (январь, 8 месяцев), К2 - количество учеников на конец планируемого года (сентябрь, 4 месяца).


Нормативы подушевого финансирования каждый регион расчитывает самостоятельно с учетом имеющихся ресурсов и ситуации. В Москве нормативы такие (постановление Правительства Москвы № 1109-ПП от 02.12.2008):

· общеобразовательная школа получает 63112 рублей на одного ученика в год;

· школы с углубленным изучением отдельных предметов - 74270 р.;

· центры образования - 102296 руб.;

· лицеи - 120016 руб.;

· гимназии - 120339 руб.;

· кадетские школы - 128770 руб.;

· коррекционные школы - 157831 руб.;

· ...;

· специальные общеобразовательные школы закрытого типа - 647512 руб.на одного специального ученика в год.

А дальше - самое интересное! Получив всю сумму, школа САМА планирует, какую долю из этих средств потратить на оплату труда (ФОТ), а сколько - на материальные затраты, связанные с обучением (ФМО). А еще интереснее, что в ФОТ школа самостоятельно определяет долю стимулирующих надбавок (об этом надо писать отдельно).

Третий момент (деньги № 3) - это так называемые внебюджетные источники: доходы от оказания дополнительных (платных) услуг, пожертвования, гранты и проч. Это тоже отдельная тема.

Итого денег: Деньги 1 + Деньги 2 + Деньги 3.

Банальные ВЫВОДЫ:

1. Если школы деньги считают САМИ - их становится больше.

2. Больше всего денег у школ, возглавляемых умными руководителями.

3. Чтобы было больше денег, нужно увеличивать численность контингента (читай пост про бренд) и «повышать» статус школы.

Всего-то и делов...

образование, деньги школы, НПФ, финансы образования, управление школой, экономика образования

Previous post Next post
Up