НОВОЕ В ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНЫХ УЧИТЕЛЕЙ (ПЕДАГОГОВ)

Jul 24, 2009 00:40



Цитата из РИА «Новости»:

«России нужны педагоги нового формата

Свое мнение о проблемах современного российского педобразования и возможных путях их решения высказал ректор Российского государственного педагогического университета имени Герцена (РГПУ) Геннадий Бордовский.

- Каковы, по-вашему, основные проблемы педагогического образования в России?

- Главная задача - надо изменить госзаказ на педагога. Работодатели сегодня не хотят иметь учителя, отличающегося от того, которого готовят традиционные педвузы. В школах от учителей по-прежнему требуют одно и то же: дисциплину на уроке, успеваемость в классе, подчинение указаниям директора. В наших школах и университетах получается так: «Я - учитель, ты - ученик. Я тебе рассказал, а ты мне перескажешь».
Эта система пассивного воспроизводства знаний создает массу проблем: технологическое отставание, отсутствие предприимчивых людей, способных открыть свой бизнес».

На самом деле, выступление достаточно большое, но для комментариев в одном посте возьмем первый кусок. По порядку.
  1. Само название «педагогический университет» - нелепица, поскольку университет - это учреждение высшего профессионального образования, готовящее кадры различных специальностей - от медиков до почвоведов. Педагогический... не знаю что... готовит только педагогов. И все. Название предметов, ступеней обучения - не считается. Все равно это специальности, связанные: а) с обучением; б) с детьми. Узкопрофильный ВУЗ никак не может быть университетом. Чего тут универсального? Зато - звучит... Вроде...
  2. «Госзаказ на педагога» - вредная глупость № 2. Вредная - потому что по логике государство призвано быть все-таки слугой, а не барином, и отвечать чаяниям народа, т.е. заказчика образовательных услуг, т.е. РОДИТЕЛЕЙ. Кочечно, мы не вчера родились, мы в курсе, кто у нас «начальник партии». И знаем, что такое «вертикаль», ага. Так вот, в случае упомянутого «госзаказа» «университет» нужно сразу переименовать сразу в «академию», в крайнем случае - в филиал академии. ФСБ. Или МВД, без разницы.
  3. «...Работодатели сегодня не хотят иметь учителя, отличающегося от того, которого готовят традиционные педвузы».

А вот они вот - «нетрадиционные»! А куда старых-то профессоров/доцентов/преподавателей дели? Неужто - в богадельню? А новые - кто? Марсиане? Что, «бэкграунд» новых преподов не такой, как у всех? Да где ж их набрали на эту зарплату в таком количестве? Тут правило такое: новые - следовательно, неопытные, чаще всего - неквалифицированные; старые - это старые, традиции блюдут незыблемо - и тогда незачем талдычить о «нетрадиционной» ориентации педвуза.
  1. «В школах от учителей по-прежнему требуют одно и то же: дисциплину на уроке, успеваемость в классе, подчинение указаниям директора». Здрастьте, нафиг. Приехали. Странный все-таки этот ...эээ... ректор. Это почему слова «дисциплина» и «успеваемость» здесь употребляются в таком негативном контексте? Ладно, давайте про дисциплину отдельно. Милые, если ее, родимую, отменить, то заодно давайте отменим ответственность учителя за жизнь и здоровье ребенка! Чтобы папы и мамы не спрашивали, почему дите пришло домой из школы с синяком! Потому как - новая образовательная парадигма! С другой же стороны - какая, к свиньям, успеваемость, если дисциплины нет? Это кто ж задачки решать будет, если класс «стоит на ушах»? Да, и почему успеваемость - это плохо???



Вот и про «подчинение указаниям» - из той же логики. Ну не могу я себе представить адекватного директора школы, принимающего на работу выпускника «нетрадиционного» педвуза, будучи в курсе, что данный выпускник не обучен устанавливать дисциплину в классе, обеспечивать успеваемость (т.е. - просто УЧИТЬ), зато хорошо обучен в вузе строптивости и пофигизму.
  1. В наших школах и университетах получается так: «Я - учитель, ты - ученик. Я тебе рассказал, а ты мне перескажешь».
    Тут вот непонятно мне, в чем фишка. Попробуем наоборот: «Я - не учитель (а кто? зачем тогда в класс приперся?), ты - не ученик. Я тебе ничего не сказал, ты мне ничего не должен». Так? 

       Конечно, утрирую. Ректор явно имел в виду недостатки репродуктивного метода как части обучения по сравнению, например, с деятельностным подходом, использованием интерактивных методов и проч.  А может, и не имел ничего такого в виду. Нам это не известно, нет в его речи таких слов.

И все ж таки. Я в эти игры и тренинги в 90-е годы ох как наигралась! Жуть, как было увлекательно! Правда, время от времени оказывалось, что по содержанию с детей спросить-то и нечего... Так что без «я тебе рассказал» - не получиццо, если кто в курсе и имел дело с преподаванием.

Ну и - логичное завершение цитаты, самый цимус: Эта система пассивного воспроизводства знаний создает массу проблем: технологическое отставание, отсутствие предприимчивых людей, способных открыть свой бизнес».Видите, как все просто? Вот он - корень всех бед! А мы-то думали...
Слушайте, может это все-таки не ректор давал интервью? Может, это бот?

высшее образование, подготовка учителей, педагогическое образование, проблемы образования

Previous post Next post
Up