Да, я, пожалуй, странный человек,
Другим на диво!
Быть, несмотря на наш двадцатый век,
Такой счастливой!
Не слушая о тайном сходстве душ,
Ни всех тому подобных басен,
Всем говорить, что у меня есть муж,
Что он прекрасен!..
Девушку растили для замужества. На это было нацелено ее воспитание, образование, этому подчинялся весь ее жизненный уклад. Даже самые передовые девушки, считавшие замужество чем-то пошлым и мещанским и стемившиеся к свободе, в глубине души мечтали встретить того, кто составил бы их счастье.
Особенно строго относились к бракам в царствующем доме. Такие браки заключались чаще всего из политических соображений. Но если мужчина из императорской фамилии и решался на брак по своему собственному выбору, то такой брак мог быть совсем не признан или признан неравнородным (морганатическим), и потомство от него лишалось тех прав, которыми обладал их отец, включая фамилию.
Издатель газеты "Петроградский листок" В.А. Владимирский со своей невестой в день свадьбы, Петроград, 1916
Если более высокородной в неравном браке была женщина, то дети от него могли наследовать только то место в обществе, которым располагал их отец, а сама женщина, не лишенная своих родовых титулов, все же на общественной лестнице становилась как бы на ступеньку ниже, занимая место по чину своего мужа.
Примерно то же, что в царствующем доме, происходило и в аристократических семьях, которые старались посредством брака сохранить или даже приумножить свои титулы и привилегии.
Купеческие семьи желали поженить своих детей так, чтобы самым наилучшим образом соединить капиталы. Иногда купцы (фабриканты) хотели высокородных зятьев, как правило, из обедневших. но чаще - были против нарушений сословной корпоративности. Более демократично решался вопрос о браках в среде мелкопоместных, неродовитых дворян, мещан и разночинцев.
В.А. Дедюлина со своим женихом в день свадьбы
Крестьяне подходили к выбору брачной пары очень серьезно, считая, что прочная семья - единственная основа будущей устойчивой, зажиточной жизни. Безусловно, взаимные симпатии молодежи принимались во внимание, но решающее слово принадлежало родителям… Не всегда взгляды молодых и родителей совпадали. По гражданским законам, запрещалось родителям и опекунам принуждать молодых людей к вступлению в брак. В то же время гражданские власти и церковь препятствовали заключению браков без согласия родителей.
Собственно, свадебный ритуал - это этап окончательного оформления брака, подготовка же к нему начиналась задолго до свадьбы и включала комплекс предсвадебных обрядов и обычаев. Все начиналось со сватовства или помолвки. Обе стороны договаривались между собой об условиях брака. Когда все вопросы были улажены, молодые объявлялись сосватанными и девушка садилась за окончательную подготовку приданого.
В назначенный день молодые шли к венцу. Непременным ритуалом русской свадьбы было благословение родителями и крестными жениха и невесты порознь каждого у себя дома и вместе при отправлении к венцу с иконой. Девушку благословляли женской иконой, жениха - мужской.
Князь П.Н. Мещерский со своей невестой В.К. Долгоруковой, родственниками и друзьями в день свадьбы, 1914 год
Венчание - церковный обряд, соединяющий двух людей на совместную жизнь "и в горе, и в радости, и в болезни и в здравии. Весь его торжественный ход налагал на молодых особую ответственность друг за друга перед Богом и людьми. За венчанием следовал семейный обед, устроенный с большим или меньшим размахом.
После свадьбы молодые, как правило, отправлялись в свадебное путешествие, чтобы побыть вдвоем, лучше узнать друг друга. Кто-то уезжал за границу, кто-то в свое имение, а некоторые отправлялись по красивым местам России: Днепру, Днестру, Волге и т.д. Деревенские новобрачные редко куда-то уезжали, но, следуя торжественности и важности момента, их на несколько дней освобождали от нескончаемой крестьянской работы.
После возвращения из свадебного путешествия для молодоженов начиналась новая непростая и серьезная семейная жизнь.
Т.Н. Рыхлякова "В семье родилась девочка"
Свадьбы конца XIX -начала XX века Оригинал взят у
duchesselisa