В этот день… 22 августа Сегодня - День Российского Флага. Не очень понятно, почему в календаре он не красный - видимо, во избежание ассоциаций. Что касается истории самого трикоролора, то она крайне интересна - хотя и, надо признать, несколько запутанна…
…Впрочем, отметим самые существенные моменты. Исторически стяги ставились в центре боевого порядка - причём, специальные воины отряжались на их охрану - чтобы враг не мог «досекошася до стяга и стяг подсекоша». Стяги князей различались - но, судя по летописным миниатюрам, они были красными - и с ликами святых. (Эти изображения называли «знамениями» - отсюда и «знамя»; впрочем, по другой версии, слово произошло от глагола «знати» - и означает «отличительный знак»). Ну, неважно…
…Во всяком случае, Дмитрий Московский вышел против Мамая под красным стягом с образом Спаса; Иван Грозный, штурмуя Казань, тоже «...велел …херугви христианские развертити, сиречь знамя, на них образ Господа нашего Иисуса Христа Нерукотворенный, и наверх водружен животворящий крест»… А теперь переходим к триколору.
Принято считать, что к его появлению причастен царь Алексей Михайлович - именно он заказал голландцам знаменитый парусник «Орёл». По мере завершения работ у тех возник резонный вопрос: «Какой флаг поднимать будем?» - на что «Тишайший Государь» не менее резонно ответил: «А какой, вообще-то, принято?..» (Как вы помните, «Орёл» должен был стать нашим первым кораблём европейского типа; всё было в новинку! Правда, до него был «Фредерик» - но тот вышел в море под чужим флагом). Итак, голландцы ответили, что у них в ходу красно-бело-синий - и ткани указанных цветов были заказаны. Возможно, впоследствии произошла некая путаница - точно сказать нельзя, поскольку вскоре фрегат (так и не выйдя в море!) будет захвачен и благополучно угроблен разинцами…
…Далее в дело вступил реформатор Пётр Алексеевич. Со свойственной ему нетерпеливостью, он утвердил сразу несколько флагов: и бело-сине-красный (который, возможно, успел увидеть на судне отца), и синий Андреевский с крестом, и чёрно-жёлтый с орлом (принципиальная деталь - имперский орёл, как будто, появился ещё на одноимённом корабле, и больше с отечественного флага не исчезал).
Из документов разных времён следует: длительное время бело-сине-красный считался морским флагом (причём, торговым - поскольку военным на флоте был «Андреевский»); а чёрно-жёлто-белый признавался имперским. При Александре III в фавориты неожиданно выбился привычный нам триколор: император счёл его «…исключительно русским - и тем, казалось бы, окончательно разрешил вопрос о единстве нашего государственного народного флага…» В 1883-м, перед коронацией вышло соответствующее Высочайшее повеление «О флагах для украшения зданий в торжественных случаях»… однако уже через три года царь утверждает Морской устав - и по нему бело-сине-красный снова оказывается «флагом коммерческих судов»…
Разобраться с неразберихой надумали в канун коронации Николая II - и, в конце концов, высокая комиссия определила, что: «Флаг бело-сине-красный имеет полное право называться российским или национальным и цвета его именоваться государственными; флаг же черно-оранжево-белый не имеет к тому ни геральдических, ни исторических оснований».
В 1896-м Николай эту (довольно странную!) резолюцию одобрил - но как-то незаметно для масс; дискуссии тем временем продолжались; флаги сосуществовали… а вскоре вопрос, по понятным причинам, отпал сам собой.
На десятилетия наш флаг стал красным - а вот триколор подпортил свою репутацию, поскольку мелькал в символике то «белых», то эмигрантов, то даже власовской РОА.
Тем не менее, он вернулся в годы перестройки - и стал символом демократии как раз во время «августовского путча» 1991-го. Именно его подняли над московским Белым Домом 22 августа, и это событие мы сегодня дружно отмечаем. (Правда, соответствующий указ вышел двумя годами позже - а до этого синяя полоса была голубой)…
…Раз уж речь зашла об отмечании, напомним - именно 22 августа 1914 года в Российской империи был введён сухой закон. Причина очевидна - страна вступила в войну. Как ни странно нам это покажется сегодня, никаких «водочных бунтов» не последовало - впрочем, возможно, потому, что в ресторанах и других «заведениях» выпивать не воспрещалось, и «привилегированные классы» смогли продолжить свой обычный образ жизни?
«Это самый величественный акт национального героизма, какой я только знаю», - отозвался об этом событии Ллойд Джордж - довольно двусмысленно, верно?..
PS: По совпадению, в этот же день 1941 года тов. Сталин подписал распоряжение, гласившее: «Установить, начиная с 1 сентября 1941 года, выдачу 40° водки в количестве 100 граммов в день на человека красноармейцам и начальствующему составу войск первой линии действующей армии». Хм… совершенно разные итоги этих двух войн явно не свидетельствуют в пользу «тотальной трезвости»!..
PPS: …Справедливости ради - выражение «наркомовские сто грамм» появилось во время финской войны: с такой просьбой обратился Ворошилов. Трудно было воевать в сорокаградусный мороз! За пару боевых месяцев 1940-го наша армия выпила десять тонн водки и, между прочим, почти девять - коньяка, а заодно разгромила финнов… Впрочем, это - совсем другая история.