Крымские балы для Великих Княжон Далекими кажутся теперь те годы, когда императорская семья приезжала в свой новый Ливадийский дворец, где счастливо и весело проходил их семейный отдых. Когда оживали все залы и комнаты дворца, наполняясь настроением радости и веселья, веселым шумом, звонким смехом юных княжон и их любимого брата Алексея.
В первый осенний приезд 1911 года Ольге Николаевне исполнилось 16 лет, срок совершеннолетия для великих княжон. Накануне дня рождения дочери, вечером, в своем дневнике государь записал, что перед обедом Ольга получила подарки. В ее честь родители устроили бал в Новом Ливадийском дворце. Анна Вырубова в своих воспоминаниях писала об этом дне: "Вечером был бал, один из самых красивых балов при Дворе". Было много гостей, Приглашены были, находящиеся в это время в Крыму, все великие князья с семьями, офицеры императорской яхты "Штандарт", и местного гарнизона, знакомые царской семьи, проживающие в Ялте и ее окрестностях. В 7 часов вечера в Парадной столовой состоялся праздничный обед за круглыми столами, после которого начался бал. Огромное помещение Белой парадной столовой было освобождено от столов, превратившись в прекрасный танцевальный зал. Военный оркестр разместился в Итальянском дворике. В этот праздничный вечер играли трубачи-крымцы. Дирижировал командир Крымского конного её императорского величества полка Н.А. Княжевич. Белый парадный зал был залит огнями электрического света, а в "огромные стеклянные двери, открытые настежь, смотрела южная благоухающая ночь". "Ольга Николаевна, - вспоминала Анна Вырубова, - в первый раз в длинном платье из мягкой розовой материи, с белокурыми волосами, красиво причесанными, веселая и свежая, как цветочек, была центром всеобщего внимания". Николай Александрович также отметил новую прическу дочери, записав об этом в своем дневнике: "Ей завели волосы кверху и платья будет носить длинные".
Первый бал в Новом дворце, устроенный в честь Ольги, был полон молодежи. Многочисленные гости прибыли на царский бал со своими юными дочерьми. Приехала на бал с родителями, великим князем Александром Михайловичем и великой княгиней Ксенией Александровной, двоюродная сестра и подруга великих княжон, княжна Ирина Александровна. Из Дюльбера прибыли великий князь Петр Николаевич с супругой и дочерьми Мариной и Надеждой, из Харакса - совсем юные дочери великого князя Георгия Михайловича и великой княгини Марии Георгиевны княжны Нина и Ксения. Молодежь без устали танцевала и веселилась до полночи. Николай и Александра разрешили и "маленькой паре" Марии и Анастасии присутствовать на балу, и юные царевны очень веселились, порхая как бабочки среди приглашенных.
Спустя несколько дней, в имении великого князя Георгия Михайловича был устроен маленький бал. Государь с императрицей и старшими дочерьми Ольгой и Татьяной ровно в 9 часов прибыли в Харакс на этот бал. Александра Федоровна, пробыв несколько часов, к полуночи вернулась в Ливадию. Николай Александрович как всегда много играл в домино с офицерами, пока Ольга и Татьяна веселились и танцевали без устали.
Второй бал в Ливадийском дворце состоялся 14 ноября 1911 года в день рождения императрицы Марии Федоровны и 17 годовщины бракосочетания Николая и Александры. Многочисленные гости были приглашены на высочайший обед, сервированный в большом Белом зале за круглыми столами, по окончании которого начался бал. Во время танцев играл хор музыки Севастопольского порта. Великие княжны и многочисленная молодежь прибывшая на ливадийский бал, принимали самое активное участие в танцах. Вечером 18 ноября Николай II с Ольгой и Татьяной поехал в Ай-Тодор, где обедали большой компанией. К ободу прибыло 5 офицеров с яхты "Штандарт". После обеда начались танцы. Было "всего 6 пар под игру музыканта - Эриванца на большой гармонике", который, как отметил в своем дневнике государь, "играл все, что полагалось играть на танцевальном вечере и очень лихо. Оживление было полное". После веселья и танцев Николай Александрович "с трудом увез своих разошедшихся девиц в час ночи". В последний день ноября император с Ольгой и Татьяной снова поехал в Харакс к обеду, после которого начался танцевальный вечер. Хотя танцующих было немного, бал прошел оживленно. Через день Татьяна в письме к своей кузине Ирине писала: "Мы очень веселились в Хараксе. Было 11 или 12 пар, но кавалеров было конечно почти вдвое больше. Нина и Ксения тоже танцевали."
В осенний приезд 1913 года снова устраивались балы в Ялте, Ливадии и великокняжеских имениях с участием императорских величеств и их августейших дочерей. В понедельник, 14 октября 1913 года, в Ялте в здании нового Народного дома состоялся грандиозный благотворительный бал, сбор которого пошел на оборудование сцены. Устроителем бала являлся комитет под председательством супруги дворцового коменданта госпожи Дедюлиной. Деятельное участие в устройстве бала приняли Апраксина, Трубецкая, Лавриновская, Думбадзе, супруги Поповы, Качалов. На бал прибыла вся местная и гостившая в Ялте аристократия. Посетил бал эмир Бухарский со своей свитой. Князь Трубецкой с госпожой Дедюлиной вальсом открыли бал. Танцы продолжались весь вечер, Непрерывно звучала музыка, играли два струнных оркестра. Спустя несколько дней "Русская Ривьера" на страницах своей газеты отметила, что такого блестящего великосветского бала в Ялте до сих пор не было.
Следующий большой бал состоялся в Ливадии 6 ноября. Перед началом бала был устроен обед в высочайшем присутствии на 190 персон. К обеду в Парадной столовой было поставлено 14 круглых столов. В камер-фурьерском журнале сообщалось, что к высочайшему обеду и танцевальному вечеру в Большом Ливадийском дворце: "Дамы в вырезных платьях. Кавалеры: военные в сюртуках с погонами, гражданские в вице-мундирных фраках и белых галстуках", а придворные служители по-воскресному". Спустя несколько дней, в письме к матери, Николай II писал: "Наш бал к счастью удался и следующий будет через неделю 17-го". Между этими двумя балам, 10 ноября, в великолепный тихий день, император с Ольгой и Татьяной отправились к княгине Марии Владимировне Барятинской "на дневные танцы в ее симпатичный дом над Ялтой". Княгиня сама всем распоряжалась и раздавала танцующим цветы и разные татарские вещи. Все очень веселились.
Все четыре великих княжны очень любили танцевать. Посещение балов и танцевальных вечеров доставляло им большую радость в их довольно замкнутой жизни.
"Царская Ливадия в калейдоскопе ушедшего времени"
спасибо
duchesselisa