Вечный Шурик. рассказывает
sadalskij Был вчера у Бориса Корчевникова на программе, посвященной Александру Демьяненко. Вернее, Сашина судьба легла в основу передачи, тема обсуждалась более глубокая, в его случае - вечный Шурик, раб роли.
Есть такое выражение "у каждого свой Чапаев". Фрося Бурлакова для Савиновой, Баба-Яга для Милляра, Чапаев для Бабочкина, Шурик для Демьяненко стали такими ролями, затмив самих артистов. Сашин друг, блестящий театральный актер, Толя Равикович, так до конца жизни и не смог выйти из амплуа Хоботова. Таня Васильева, несмотря на огромное количество киноролей, до сих пор в лучшем случае - Дуэнья, в худшем - "крокодил с улыбкой Моны Лизы" из "Самой обаятельной и привлекательной".
Я на протяжении 35 лет каждый день слышу "кошелек-кошелек". Лезут все - алкаши, дети, прохожие... В метро, в магазинах, даже в туалетах, причем на любых континентах земного шара. Поколения меняются, фраза не стареет. Сейчас я уже успокоился, а раньше нервничал страшно, дергался все время, мог и ударить. Поэтому никогда не участвую в программах, посвященных Высоцкому, знаю, что сорвусь.
Скорее всего, это беда людей с амбициями, таких, как я или Демьяненко. Вот у Наташи Селезневой, например, прекрасные воспоминания, она говорит, что обожает свою Лидочку из "Операции "Ы" и считает эту роль лотерейным билетом.
Или Наташа Крачковская, которой Гайдай подарил лучшие ее роли - мадам Грицацуеву и Ульяну Андреевну, жену Бунши. Тоже актриса, довольная судьбой.
А вот для Саши Шурик стал его голгофой. Он ведь был очень популярен и до Гайдая, снимался у лучших режиссеров тех лет - у Алова и Наумова, у Исидора Анненского, у Кошеверовой и Роу. "Государственный преступник", "Мир входящему", "Карьера Димы Горина", "Первый троллейбус" - эти фильмы часто показывают и сейчас, они очень любимы зрителем. Но после "Операции "Ы" ярлык персонажа сломал ему жизнь - Шурика в нем видели не только зрители, но и режиссеры.
С Демьяненко мы учились у одних педагогов в ГИТИСе, у Раевского и Конского. Знакомы были мало, вместе не снимались, хотя нередко встречались на телевидении. Человеком он был скромным, очень образованным. Обожал книги, компаний сторонился.
Многие считают, что режиссер кроил героя под себя и Шурик - это сам Гайдай. Мягкий, интеллигентный очкарик, ранимый и честный. Возможно, но думаю, что образ Шурика заимствованный.
Был такой актер Збигнев Цибульский, легенда польского кинематографа, у них он до сих пор считается лучшим актером всех времен. Збигнев трагически погиб в 67-м, попал под поезд, запрыгивая на ходу. А в 1960-е популярность имел мировую, снимаясь у мэтров той эпохи - Анджея Вайды, Ежи Кавалеровича.
Для суперпопулярной комедии нужен был узнаваемый персонаж и его нашли: Демьяненко похож внешне на Цибульского, а такая же модель очков только довершила образ, сделав его еще более органичным.
В общем, тема заложника одной роли неисчерпаемая и затасканная, и для вчерашней программы нужна была заманка.
Каким-то образом отыскали Сашину первую жену, с которой он прожил 21 год.
Сто лет о ней никто ничего не слышал - старуха одинока, живет в чудовищных условиях, из друзей - только ворона. Бабка злобная, грязнуля жуткая. Всю программу поносила со страшной силой своего бывшего, говорила о нем, как о живом. Поливала помоями его вторую жену, режиссера дубляжа Ленфильма, милейшую женщину, ныне покойную, и ее дочь, чудесную питерскую актрису Анжелику Неволину, которую Саша искренне любил.
Я, конечно, предстал в невыгодном свете, меня в такие программы обычно зовут на роль раздражителя. Но кто, если не мы - из близких людей Саши вчера был только актер Олег Белов, муж Елены Драпеко.
Знаете, на подобных мероприятиях всегда вспоминаю слова Раневской об Ахматовой:
"Какая страшная жизнь ждет эту великую женщину после смерти - воспоминания друзей..."
Жена и Муза Гайдая - Нина Гребешкова.