Дядя Федор, пес и кот, или Сказочная армия Эдуарда Успенского

Jan 25, 2013 15:33



"Я всегда знал, что буду писать для детей", - признается писатель Эдуард Успенский, автор приключений Чебурашки и Крокодила Гены, Дяди Федора и его друзей, сыщиков Колобков и многих других. Среди творений Успенского не только детские книжки, но и телепередачи "Радионяня", "АБВГДейка", пьесы и стихи.
Многие из "армии замечательных персонажей", как называет своих героев писатель, обрели воплощение на экране. В честь 75-летия Успенского РИА Новости предлагает заново познакомиться с добрыми и вредными, веселыми и серьезными героями любимых произведений.



Чебурашка, тропический зверь с добрым нравом


Впервые этот неизвестный науке зверь появился в книге Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья" в 1966 году.

Свою яркую внешность, согласно тексту, он получил в наследство от бракованной игрушки, с которой писатель любил возиться в детстве: "Чебурашку сделали на игрушечной фабрике, но сделали так плохо, что невозможно было сказать, кто же он такой: заяц, собака, кошка или вообще австралийский кенгуру? Глаза у него были большие и желтые, как у филина, голова круглая, заячья, а хвост коротенький и пушистый, такой, какой бывает обычно у маленьких медвежат". Как на самом деле выглядит это странное существо, стало понятно в 1969-м году, когда на экраны вышел мультфильм "Крокодил Гена" - совместная работа режиссера Романа Качанова и Эдуарда Успенского. Огромные уши и глаза неуклюжего коричневого зверька способны завоевать сердце каждого ребенка, а образ Чебурашки стал крайне популярен у производителей одежды, игрушек и сувениров.

Личные качества: находчивость - как иначе пригласить друга в гости и заставить его не только принести угощение, но и самому его приготовить. А еще - очаровательное невежество, ведь зверек из тропиков даже не знает, что с крокодилами знакомиться опасно, готовность помочь - например, построить Дом дружбы, спасти собаку Тобика, дать Гене совет по бизнесу ("Бизнес крокодила Гены") или даже "уйти в народ" ("Чебурашка идет в народ") и стремление к совершенству ("Чебурашка идет в школу").

Мораль: Чебурашка - яркий пример того, что друзей выбирают не "по одежке", ведь даже за самой неприметной оболочкой может скрываться добрая душа.

Крокодил Гена, интеллигент с гармошкой


Крокодил Гена
Пароли и явки
Лучший друг Чебурашки - из той же, первой книжки 1966 года, получившей затем достойное продолжение, появился на свет в пионерском лагере, где тогда работал 29-летний Эдуард Успенский. "Если бы я не был вожатым, я бы не стал детским писателем", - признавался он позднее. Успенский частенько читал своим подопечным интересные книжки. Но однажды запас историй иссяк, а ребята требовали занять их чем-нибудь. И тогда неожиданно для себя Успенский начал: "В одном городе жил крокодил по имени Гена, а работал он в зоопарке крокодилом...". Гена - очень серьезный персонаж. Он курит трубку, носит костюм и шляпу, а в свободное время читает газеты, лишь иногда прерываясь на партию-другую в крестики-нолики. Именно ему приходит в голову свежая идея написать объявление о поиске друзей, на которое откликаются Чебурашка и девочка Галя.
Личные качества: на первый взгляд "самый добрый в мире крокодил" может показаться чересчур правильным и прямолинейным, но он совсем не так прост, как кажется. В душе зеленого зверя бушуют эмоции - например, заменяя девочку Галю в спектакле "Красная шапочка", он, забыв о сюжете сказки, решительно бросается на серого волка, вместо того, чтобы быть съеденным. Кроме того, Гена способен в нужный момент запустить прямо в рот вредной Шапокляк мячиком. А при строительстве Дома дружбы крокодил проявляет недюжинные дипломатические способности, убеждая чиновника, делающего "все наполовину", выделить и привезти необходимые кирпичи на стройку. В последующих книгах Успенский развивает тему крокодила-героя, который то отправляется служить в армию и борется с грабителями ("Крокодил Гена - лейтенант милиции"), то спасает родную землю от экологической катастрофы ("Отпуск крокодила Гены"), то затевает прибыльное дело ("Бизнес крокодила Гены").
Мораль выразил однажды сам писатель в одном из интервью: "Мои произведения - это проповеди. Каждый раз, когда я хочу что-то сказать ребятам, я начинаю придумывать повесть. А она требует героя. Я начинаю придумывать героя. Таким образом все мои книжки появились. Крокодил Гена - это проповедь о том, что есть животные, и они полноправные члены сообщества на Земле".

Шапокляк, гроза всех праведников
Пароли и явки


Старуха Шапокляк
Этот персонаж из детской книжки неожиданно оказался воплощением главных мужских неприятностей: в одном из интервью Эдуард Успенский признался, что прототипом старухи Шапокляк стала его первая жена, "довольно вредная гражданка". А колорита на экране ей добавил художник Леонид Шварцман, который отчасти срисовал Шапокляк со своей тёщи.
Личные качества: В итоге получилась бойкая носатая старушка, которая умеет и из рогатки стрелять, и на дерево влезть, не уронив своей знаменитой шляпы. Шапокляк, названная в честь старинного головного убора - главный враг Чебурашки и крокодила Гены. Ее любимое занятие - "собирать злы" (стандартный план - пять зол в день), а для этого Шапокляк при помощи крысы Лариски делает пакости всем вокруг.
Мораль: "Кто людям помогает - тот тратит время зря. Хорошими делами прославиться нельзя", - поет она в мультфильме. Но даже отъявленный хулиган может встать на путь истинный, доказывает наша героиня, которая после знакомства с Чебурашкой и Геной постепенно исправляется. Как заядлый "вредноголик" Шапокляк, конечно, иногда "срывается", но в итоге ей удается направить свою энергию в нужное русло, стреляя из рогатки не в невинных горожан, а в грабителей и хулиганов.

Дядя Федор, мальчик в деревне


Дядя Федор
Пароли и явки
В 1973 году Эдуард Успенский написал повесть о шестилетнем мальчике, который вел себя, как взрослый - сам варил себе суп и рассуждал поумнее некоторых академиков, за что и получил прозвище Дядя Федор. После того, как родители запретили ему оставить в квартире говорящего бездомного кота, Дядя Федор ушел из дома и вместе с Матроскиным и псом Шариком зажил жизнью фермера в деревне. Но что бы мы делали без нашего Простоквашино, если бы не мультфильмы? Первый из трех, "Трое из Простоквашино", вышел в 1978-м и сделал героев Успенского героями почти национального масштаба. По словам писателя, образ Дяди Федора, созданный в мультике Владимиром Поповым, был найден очень точно. "Меня удивило, что режиссер Володя Попов до запятой пытался передать настроение, ситуацию. Наверное, он больше всех остальных пытался настроиться на мой текст", - говорил Успенский. Кстати, именно Попов придумал знаменитую реплику про "неправильный бутерброд". Про Дядю Федора Успенский написал несколько книг, так что по пути мальчик успел подрасти. В 1990-х появились книги про девочку Дяди Федора, его школьные приключения и другие.
Личные качества: рассудительность, стремление к независимости и любовь к природе и животным, достойная зависти "зеленых". А еще - настоящая хозяйственная жилка, ведь найти заброшенный дом и наладить хозяйство под силу не каждому дошкольнику.
Мораль: Дядя Федор - живой протест против чрезмерного гнета родителей. "Давайте детям больше свободы", - взывает он, но, став полностью самостоятельным, понимает, что без родителей, которые его любят больше всего на свете, никакая самостоятельность не имеет смысла. Разве что чуточку - чтобы отстаивать права животных.

Матроскин, хозяйственное животное

Кот Матроскин
Пароли и явки
Прототипом кота Матроскина стал приятель Эдуарда Успенского Анатолий Тараскин, он работал в киножурнале "Фитиль". В одном из интервью писатель вспоминал: "Я ему позвонил и сказал: "Толя, я пишу кота, он хозяйственный, умный, работящий - я пишу его с тебя. Я ему дал твою фамилию - это будет кот Тараскин". Он говорит: "Ты с ума сошел! Ты хочешь меня на всю Москву высмеять?". Пришлось поменять на "Матроскин". А потом Толя мне сказал: "Какой же я был дурак, надо было фамилией поделиться".
Личные качества: полосатый кот, который и вышивать умеет, и на машинке строчить, благодаря своей деятельной натуре и сообразительности сумел завоевать расположение даже мамы Дяди Федора - главного врага "бесполезных" домашних животных.
Мораль: не все кошки серы, а точнее - домашнее животное, особенно говорящее, достойно внимания родителей, если ребенок мечтает о пушистом друге.

Шарик, деревенский модник


Пароли и явки
Друг, напарник и антипод кота Матроскина - Шарик, которого "можно сказать, на помойке наши, отмыли, очистили от очисток, а он нам фигвамы рисует!". Кот и пес то ссорятся, то мирятся, могут и вовсе не разговаривать целыми днями, зато отлично смотрятся вместе и составляют гармоничный дуэт - чего только стоит их совместное письмо, написанное от лица Дяди Федора!
Личные качества: Шарик - простой деревенский житель, не приученный к особому комфорту, натура неприхотливая, но в то же время добродушная и разносторонняя, любитель фотоохоты и эстет, способный потратить последние деньги в снежную зиму на новые кеды. В противоположность коту, Шарик - сама простота: "Я могу картошку окучивать задними лапами. И посуду мыть - языком облизывать. И места мне не надо, я могу на улице спать".
Мораль: беспризорный пес, который в мультфильме обретает друзей и крышу над головой, - прекрасный пример того, что многое в жизни зависит от способности не унывать и уметь радоваться тому, что есть.

Печкин, любопытный почтальон



Почтальон Печкин
Пароли и явки
Только вежливая мама называет по имени-отчеству "Игорь Иванович" простоквашинского почтальона - "румяного дядю лет пятидесяти с хвостиком". Именно этот бдительный гражданин обнаруживает ничейного мальчика Дядю Федора и "сдает" родителям за разумное вознаграждение - велосипед.
Личные качества: страшное любопытство, раздражающее Шарика и Матроскина (работник почты сует нос во все дела жителей деревни) - и четкое следование правилам - без докУментов у него посылку не получишь. Кстати, заместитель директора государственного института искусствознания, доктор философских наук, профессор Николай Хренов считает, что "коренной деревенский житель Печкин воплощает не столько сугубо деревенскую психологию, сколько изъяны советской, универсальные для города и деревни. Тут и потребность вторгаться в чужой приватный мир, производить произвольный и никем официально не санкционированный контроль за частными лицами, всюду искать нарушителей правил, третировать всех волокитой и формализмом". Но, получив транспортное средство, Печкин, по его собственным словам, перестает вредничать: "Я почему нехороший был? Потому что у меня велосипеда не было. А теперь я сразу добреть начну!". Хотя на его месте не каждый ограничился бы велосипедом - если учесть, что из-за Дяди Федора и его зверей Печкин и на дереве вынужден был сидеть, и в изоляторе для душевнобольных.
Мораль: если вам что-то нужно от представителя власти или госсслужащего, или просто любопытного соседа, подарите ему что-нибудь, например, велосипед - он сразу подобреет. Только помните, что он не должен быть дороже 3000 рублей, иначе сочтут за взятку.

Колобки, детективы с железной логикой


О паролях и явках братья Колобки знают больше, чем кто бы то ни был: в конце концов, они умудренные опытом профессионалы, непревзойденные сыщики, чьей дедукции позавидовал бы сам Шерлок Холмс. Что-то в детективах и впрямь есть от пары знаменитых британцев, особенно в Шефе - этот не расстается с трубкой, не устает поражать Коллегу смелыми выводами, которые иногда рождаются буквально из воздуха и играет... не на скрипке, правда, а на тубе. На экране придуманных Эдуардом Успенским братьев, впервые появившихся в серии "Следствие ведут Колобки" в 1986-м году, воплотили Александр Татарский и Игорь Ковалев. Братья живут в заваленном часами всех фасонов и размеров доме, на который однажды ночью падает что-то большое и тяжелое. Так начинается невероятное расследование, в основе которого, кстати, тоже серьезное литературное произведение - повесть-сказка Марка Твена "Похищение Белого Слона".
После "Следствия ведут Колобки" братья появлялись на экранах в короткометражных мультфильмах студии "Пилот", за что получили прозвание братья Пилоты, и даже вели цикл передач на отечественном ТВ, встречаясь с известными персонажами, дискутировали об общественных и социальных проблемах в "Академии собственных Ашибок" и давали интервью программе "Час Пик" - в общем, зажили полноценной жизнью, добавив к детективным интересам журналистские.
Личные качества: в своих персонажей Успенский вложил львиную долю очаровательной абсурдности, в случае с Шефом смешав ее с "мощным интеллектом", а в случае с Коллегой - с "усердием и служебным рвением". Братья бесконечно попадают в нелепые ситуации, но делают это так, словно все идет по плану и просидеть, например, битый час в кармане у жирафа для Коллеги - дело не приятное, но в общем обычное. Дедуктивные методы сочетаются с железной логикой: "Разве наши слоны уже летают? - Значит летают!". В мультфильме вообще полно чудесных цитат: "Ничего не понимаю!", "Садитесь на телефон, коллега, и обзвоните все гостиницы", "при звуках флейты теряет волю", "Или что-то случилось, или одно из двух", "Ой, шеф, а я вас слышу!".
Мораль: На всякого мудреца довольно простоты: чтобы перехитрить злодея, иногда достаточно быть не умнее, а простодушнее его и действовать по принципу "делай что должен и будь что будет". Именно так ведут себя Шеф и его Коллега, а наблюдать в исполнении братьев за тем, "что будет" - сплошное удовольствие.

источник

писатели

Previous post Next post
Up