![](http://pics.livejournal.com/olenalex/pic/0004685r/s320x240)
Опубликовал на днях архивное фото памятника Ленина на Б. Садовой
с необычного ракурса, задал читателям вопрос о точке съемки. Ростовчане откликнулись довольно живо (пост был продублирован на
rostov_don), но правильный ответ пришел не сразу. Дело в том, что памятник сфотографирован сверху, и такой точки с земли достичь практически невозможно, а рядом нет ни домов, ни высоких столбов.
Снимок был сделан с воздушного шара, который пролетел над самым центром Ростова, и дальше через весь город. Летали в позапрошлом году, на День Победы, но впечатления свежи, а снимки обременяют архив излишним грузом. Так что решил сделать пост в ЖЖ. Ростовчанам наверное будет интересно взглянуть на город с необычных ракурсов, с которых еще никто не фотографировал, для остальных попытаюсь изложить личные впечатления от полета над большим городом на воздушном шаре.
Прежде всего ответим на вопрос, откуда вообще взялся в Ростове этот воздушный шар. Дело в том, что у нас есть такой большой завод - "Роствертол", где выпускаются боевые вертолеты Ми-28, Ми-35, транспортный Ми-26 и еще много чего интересного. На "Роствертоле" несколько лет назад был создан Аэростатный комплекс. Вокруг него сплотилась группа энтузиастов, наши ростовчане стали выступать на серезных соревнованиях по воздухоплаванию, в том числе международных, привозить призы.
Тренировочные полеты команда проводит регулярно, но за городом, в окрестностях села Генеральское (40 км к северу от Ростова). Пролететь над городом мэрия разрешила в особом порядке, в честь праздника Дня Победы.
Я напросился в полет от "Вечернего Ростова", чтобы осветить его, так сказать, с высоты. Вот и вся преамбула. Дальше будет амбула.
![](http://pics.livejournal.com/olenalex/pic/00047bk8/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/olenalex/pic/00039a5q/s320x240)
Наш экипаж перед взлетом... Взлетели!
Скажу честно, когда я договаривался об участии в полете, в глазах моих будущих соплавателей читалось сомнение: полечу ли я? Уже потом мне признались невзначай, они ожидали, что в последний момент я струшу и не полезу в корзину. Такие случаи уже были.
Признаюсь тоже, что на душе было неспокойно. Во-первых, я никогда раньше не летал на воздушных шарах. Во-вторых, побаиваюсь высоты. В-третьих, и на самолетах летать недолюбливаю, а тут - плетеная корзина, и непонятно что в качестве подъемной силы.
Однако отказываться от полета я ни в коем случае не собирался. Куда только не заносила журналистская нелегкая за эти годы! Воздушный шар - тоже неплохо!
![](http://pics.livejournal.com/olenalex/pic/0003a1s7/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/olenalex/pic/0003bph4/s320x240)
Под нами Дон, направо глянешь - Ворошиловский мост, налево - "американский".
Воздушный шар (он же аэростат) взлетал при чудесной погоде. Ярко светило утреннее солнце, еле слышно ощущалось дуновение ветерка. Для полетов погода была практически идеальной.
Тепловой аэростат - это не самолет. Он летит туда, куда несут его воздушные потоки. Поэтому перед взлетом тщательно изучается направление ветра. Для этого в небо запускают небольшой шарик, наполненный гелием, и внимательно следят за его полетом. От этого зависит выбор площадки для взлета.
У нас была задача пролететь над центром города. Поэтому взлетали с бывшей площадки МРЭО ГАИ (возле элеватора), на левом берегу Дона, как раз напротив речного вокзала. Здесь достаточно места, чтобы снарядить в полет огромный аэростат.
Командиром воздушного судна был Александр Калайжи, штурман Анатолий Пермяков, ну и я в качестве говорящего и пишущего балласта;)
Итак, длиннющее полотно раскладывается на земле. К плетеной ивовой корзине прикрепляется газовая горелка, крепится купол аэростата. Большой вентилятор начинает нагнетать воздух в купол, и он медленно надувается, поднимаясь над землей. Когда гигант повисает в воздухе, даже стоять рядом с ним становится страшновато. Высота аэростата - 20 метров, его купол наполняют пять тонн воздуха! Периодические включения газовой горелки поддерживают эту впечатляющую конструкцию на весу. Она дрожит, стремясь вверх, когда команда забирается в корзину. Итак, дана команда на взлет, я кричу гагаринское «Поехали!», и мы медленно взмываем над поверхностью Дона.
![](http://pics.livejournal.com/olenalex/pic/0003cbtw/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/olenalex/pic/0004rqgy/s320x240)
Рождественский собор с колокольней со стороны Дона, и со стороны города.
Первые секунды полета я даже не ощутил. Не было ни втряски, ни толчка, вообще ничего. Просто хоп! - и ты уже летишь. Волшебное ощущение, неаверное что-то сродни левитации.
Шар быстро забрался на высоту сто, потом двести, пятьсот метров. И еще выше...
Было ли страшно? Нет, страха не испытывал. Было ощущение... необычности! Просто ты висишь в воздухе, выше самого высокого дома, под твоими ногами только плетеная корзина, в борта которой ты поневоле ты вцепляешься покрепче. Но очень быстро осваиваешься. Чистый на высоте и прохладный воздух бодрит невероятно. Приходит ощущение эйфории.
Легкий ветерок несет нас прямо на кафедральный собор. Мы бы и рады обойти его стороной, но все что можем сделать, это набрать высоту, и пройти над золотыми куполами, совсем рядом с высоким крестом колокольни. Воздухоплаватели крестятся - на всякий случай. Если уж и согрешили, так поневоле. Я делаю фотоснимки собора сверху. Такой вид очень необычен (прости, Господи!).
![](http://pics.livejournal.com/olenalex/pic/0003fz45/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/olenalex/pic/00049ptd/s320x240)
Рядом с собором видны Соборная площадь и крытые ряды Центрального рынка (если приглядеться, справа от колокольни на земле тень от нашего воздушного шара)
Главное впечатление от полета - спокойствие. В небе царит тишина, нарушаемая лишь шипением газовой горелки. С земли почти не доносятся звуки, поневоле в голову приходят мысли о вечном...
А вот и центральный вход в парк Горького, с памятником Ленину, который кажется таким маленьким.
Спускаемся чуть пониже, благо здесь нет высотныйх строений. Внизу множество людей. Они машут нам руками, что-то кричат. Мы тоже орем: «С праздником, с Днем Победы!», но сомневаемся, что нас слышат на земле. Нам приветственно гудят автомобили.
![](http://pics.livejournal.com/olenalex/pic/0004dys8/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/olenalex/pic/0004egp5/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/olenalex/pic/0004fqkb/s320x240)
Аэростат, неспешно повинуясь движению воздушных масс, берет немного западнее от парка Горького и следует строго вдоль Буденновского проспекта. Наша скорость - около десяти километров в час. С высоты птичьего полета очень интересно взглянуть на знакомые здания, мимо которых проходишь каждый день.
Даже сверху прекрасно видно, что Ростов - оживленный деловой современный город. Много красивых зданий, всюду спешат люди, едут автомашины. Вдали изумрудным пятном выделяется летное поле «Роствертола», на котором стоят вертолеты.
Постепенно унимается дрожь в коленях, и вот ты уже бесстрашно перегибаешься через борт корзины, чтобы получше рассмотреть, что находится под тобой. Ты ощущаешь непередаваемое удовольствие от этого неторопливого полета.
![](http://pics.livejournal.com/olenalex/pic/0004sqcf/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/olenalex/pic/0004t1gc/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/olenalex/pic/0004zazk/s320x240)
Движение аэростата _ это постоянный набор и потеря высоты. Шар круто взмывает, как только пилот посылает сноп пламени из двух больших горелок в чрево купола. Воздух там нагревается до 150 градусов, и он тянет аэростат вверх. Затем шар медленно опускается под тяжестью корзины. Опытный пилот может провести аэростат прямо над верхушками деревьев, едва коснувшись корзиной листвы. Такое мастерство достигается ежедневными тренировками.
На аэростатном комплексе «Роствертола» уже сформировалась настоящая команда, в которой пять пилотов (кроме Пермякова и Калайжи это Юрий Артемьев, Николай Тутак и Сергей Айя), механики Владимир Шилов, Валерий Яньшин, а также водитель Владимир Рассадников. На специально оборудованном «уазике» он доставляет аэростат и команду к месту старта.
![](http://pics.livejournal.com/olenalex/pic/00052fq5/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/olenalex/pic/00057chz/s320x240)
Еще парочка видов с высоты: Комсомольская площадь и армянский храм Сурб-Хач на Северном
Особое мастерство экипажа требуется при посадке воздушного шара. При безветрии бывает и так, что корзина просто мягко опустится на землю. Но чаще бывает другое: если поднимется ветер, шар может протащить корзину по земле несколько десятков метров, прежде чем остановится.
Нашу посадку в окрестностях села Щепкино тоже нельзя было назвать мягкой. Корзина ударилась о землю, подскочила, потом снова ударилась о бугор, легла набок и ее поволокло по земле, пока Александр Калайжи не погасил купол, выпустив воздух. Мы же, пригнувшись в корзине, держались что есть сил за специальные веревочные петли и пружинили полусогнутыми ногами на манер парашютистов.
![](http://pics.livejournal.com/olenalex/pic/0005bbtf/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/olenalex/pic/0005af02/s320x240)
В полете было хорошо, но после такой лихой посадки не сразу отдышался! Рядом - Александр Калайжи
Такое приземление у воздухоплавателей считается в пределах нормы, бывают передряги и похлеще. Зато как приятно ощущать твердую землю после плетеного пола ивовой корзины, с бездной под ним!
Наш перелет через весь Ростов, с юга на север, занял один час сорок минут.
Когда отдышались-присели-перекурили - для меня подготовили процедуру приема в воздухоплаватели. Три раза хлестнули (ощутимо, но небольно) по спине стропой от аэростата и вручили диплом, удостоверяющий, что я, такой-то, совершил перелет на воздушном шаре - в честь годовщины Победы.
Этот диплом я гордо храню в книжном шкафу по сей день.
![](http://pics.livejournal.com/olenalex/pic/0005g3ff/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/olenalex/pic/0005dsb7/s320x240)
Диплом воздухоплавателя вручили прямо возле корзины. Потом ее в грузовик: любишь кататься...
Одним словом, такое вот приключение, после которого остались необычные фотоснимки. Надеюсь, не утомил множеством букв. Спасибо за внимание!