Несколько прикладных советов изнутри - тем, кто ищет работу

Nov 26, 2013 15:45




Представьте себе почту HR-менеджера крупной компании, где вы хотели бы работать: из последних 2000 писем, три из четырёх содержат резюме. И все эти резюме являются откликом на 31 вакансию (я сначала написал пример ниже, а потом уже посчитал). Итого 1500 резюме за последние 2 недели. Одно из них - ваше. Теперь вы понимаете, что оно может не попасть в поле зрения кадрового работника из-за простой человеческой невнимательности. Можно долго рассуждать на тему, как кадровый работник может позволить себе что-то не заметить, пропустить такого идеального кандидата, как вы, но, пожалуй, лучше поговорить о том, как уменьшить такие риски конкретно для вас. Как сделать так, чтобы ваше резюме оказалось под рукой HR-специалиста или целевого менеджера?

Кстати, соискателям на позиции в верхние эшелоны корпоративной власти эта статья вряд ли будет полезна - там работают другие законы.

Здесь также не будет советов о том, как лучше составить резюме - в Сети достаточно материалов по этому поводу. Здесь мы рассмотрим, как пройти механизм предварительного отбора, который часто скрыт от соискателя.

Для начала, нужно понять, как это всё работает.



Сбор резюме

Можно подумать, что кандидатов ищут на сайтах среди опубликованных резюме. Так бывает, конечно. Но информативность резюме на сайтах (объем и актуальность информации, её оформление в виде пригодном для восприятия), удобство поиска оставляют желать лучшего. Поэтому размещение вакансий и сбор актуальных резюме через почту, часто, более продуктивное решение.

Первый фильтр

Небольшое упражнение: возьмите резюме у друга и внимательно его изучите, попытайтесь понять, что из себя представляет кандидат. Сколько на это ушло времени? Минут 5? Ок.

Теперь вы берёте второе резюме, изучаете и пытаетесь сравнить с предыдущим. Далее - третье, четвёртое, пятое… сотое. Ну как? Кто из этих ста кандидатов наилучший? Ладно. Пускай, нужно определить 10 лучших и порядок их собеседования, своего рода, рейтинг. На десятом резюме, вы забудете, как оценивали первое, если не делали пометок.

Но не это самое трудное. 1500 резюме по 5 минут = 125 часов = 15 рабочих дней. С этим нужно что-то делать.

Мы доверяем первичный отбор HR-специалисту (собственному или на аутсорсе). Он не слишком хорошо представляет себе, по каким признакам отобрать подходящие резюме. Поэтому ему нужно это рассказать. Затем проверить первую партию отфильтрованных резюме и откорректировать установки. Потом проверить вторую партию резюме и опять откорректировать установки.

Помогите выбрать ваше резюме: хорошо структурируйте информацию, сделайте её читабельной и лёгкой для восприятия. Если вы пишете, что отлично «владеете» Word, то продемонстрируйте это умение при написании своего резюме. Подсказка: формирование абзацных отступов и центрирование строки пробелами - плохой метод. Уметь форматировать абзацы и размещать текст в невидимых таблицах - базовый навык, без которого нельзя утверждать, что умеешь пользоваться Word'ом. Это как взять электродрель, вертеть её руками и утверждать, что умеешь пользоваться электродрелью.

Должен признаться, что неаккуратное резюме, составленное без уважения к читателю и его времени, у меня вызывает отторжение. Нужно очень постараться угадать с описанием требуемых профессиональных навыков, чтобы неряшливо оформленное резюме не ушло в корзину. И это я еще заинтересован в хорошем кандидате больше, чем HR-специалист.

Систематизация отфильтрованных резюме

Допустим, мы имеем такие вакансии:
  • Финансист - 3 вакансии в центральном офисе (ЦО)
  • Специалист контакт-центра - 3 вакансии ЦО
  • Региональный менеджер - 5 вакансий в региональных офисах
  • Менеджер по развитию продаж - 20 вакансий в 7 городах
Пускай после первичной фильтрации у нас осталось порядка 600 резюме - в среднем, по 20 резюме на вакансию. Хранить их в одной папке или, еще хуже, просто во входящей почте, пускай и с пометками приоритетности, неудобно. Для того чтобы системно работать с кандидатами, необходимо рассортировать резюме, по крайней мере, по вакансиям и городам.

Таким образом, более-менее вырисовывается структура хранилища:


Теперь нужно распределить 600 резюме по папкам.

Упражнение второе: создайте папки согласно структуре выше. Отдельно создайте коллекцию из 600 файлов - документов MS Word. Засеките время. Теперь каждый файл из коллекции откройте, закройте и переместите в папку вакансии/города. Каждый раз выбираете папку другой вакансии/города - для чистоты эксперимента. Алгоритм реальной работы таков:

  • открыть файл
  • определить вакансию и город
  • закрыть файл
  • найти подходящую папку в хранилище
  • переместить файл в подходящую папку


Для ленивых: если обработка одного файла займёт 20 секунд, то на 600 файлов будет потрачено 200 минут - более 3х часов.

Какие риски в этой связи возникают для соискателей? Чем ближе ваше резюме к концу списка файлов, тем больше шансов на то, что его вообще не откроют (например, для выбора кандидата достаточно первых пяти хороших резюме). Что повышает ваши шансы? Больше всего нас раздражает необходимость ждать, пока откроется файл. Поэтому, если из названия файла всё ясно и его не нужно открывать, чтобы определить вакансию и город, то шансы попасть в папку кандидатов на собеседование существенно повышаются. Файл с названием Резюме.doc мало о чём говорит кому-либо, кроме его автора - мы и так собираем резюме, а с «не резюме» поступаем просто - отправляем в корзину. Файл c названием Региональный менеджер - Киев.doc имеет все шансы попасть в нужную папку. А Региональный менеджер - Киев - Руденко.doc (т.е. с фамилией соискателя) поможет быстрее найти ваше резюме при дальнейшей работе. Добавьте в начале названия файла цифру 0 и ваше резюме окажется в начале списка файлов.

Коммуникация с кандидатом

Удивительно, но многие считают, что если работодателю захочется связаться с кандидатом, то он будет искать письмо, с которым пришло резюме, чтобы обнаружить почтовый адрес отправителя.

Хотя вывод и самоочевиден, всё равно, даю совет:
Укажите в резюме свой адрес e-mail и другие средства связи, включая skype, например. Дайте возможность связаться с вами так, как удобно работодателю.
Читайте вашу почту регулярно. Бывает так, что кандидат ждёт звонка и неделями не проверяет почту, а «приз» тем временем уходит другому кандидату.

Если вам предлагают заполнить стандартную форму (такую форму вы можете получить автоматически в качестве ответа на ваше резюме), делайте это. Работодателю проще анализировать однотипные документы и лентяи здесь проигрывают.

Итого

Название файла с резюме
Если вы видите, что компания одновременно заполняет разные вакансии, укажите её название или код.
Если вы видите, что компания ищет кандидатов в разных городах, укажите город или регион.
Укажите свою фамилию и инициалы.
Поставьте в начале названия файла цифру 0 (или 1 - для суеверных), чтобы файл оказался в начале списка файлов.
Итак, название файла может выглядеть так:
0 - Региональный менеджер - Одесса - Фамилия Имя - Резюме.doc

Контактные данные в резюме
Укажите все средства связи, которыми вы пользуетесь регулярно - дайте работодателю найти вас так, как удобно ему.

Оформление резюме
Если вы пишете, что мастерски владеете MS Word, то продемонстрируйте это умение в своём резюме. Речь не идёт о «красивостях» и «рюшиках» - хорошо структурированная информация (опыт работы, образование, навыки и умения, достижения) уже даёт преимущество перед неряшливо оформленными резюме, изложенном в повествовательной форме и без названий разделов.

Примеры работ
Если вакансия предполагает хорошее владение офисными приложениями - Word, Excel, PowerPoint - приложите примеры своих работ. Одной страницы или слайда будет достаточно. В Excel покажите умение создать график или пользоваться условным форматированием, функциями промежуточных итогов (или более сложными функциями, если речь идёт о финансовой специальности). В PowerPoint - простую анимацию, если умеете.
Для примера работы хорошее имя файла будет таким:
0 - Региональный менеджер - Одесса - Фамилия Имя - Пример работы.doc/xls/ppt

hr, поиск работы, советы, useful tips

Previous post Next post
Up