И снова про "Радикал"

Sep 15, 2009 06:25

 
«Попробуй смерть на ощупь, или Экскурсия на «Радикал»



Корреспондент «КП» вместе с экстремалами целых два часа провел в ядовитых цехах химзавода.        
Завод «Радикал», в народе называемый столичным Чернобылем, вот уже целое лето находится в эпицентре громкого скандала.    
Александр ФЕДЧЕНКО, Фото автора.
После того как наша газета одной из первых cообщила общественности, что же на самом деле творится за стенами заброшенного предприятия, в Украине заговорили о новой экологической катастрофе. По мере того как внимание народа к «ртутной» проблеме росло, в недра опасного здания начали прорываться все больше журналистов, туристов и простых киевлян. Не мудрено, что уже вскоре ушлые дельцы решили нагреть на этой популярности руки. И наряду с экскурсиями в Чернобыль появились новые предложения под названием «Жидкая смерть: поход на «Радикал». Корреспондент «КП» решил воспользоваться услугами сомнительных экскурсоводов.

ПОЛТИННИК И ПРОТИВОГАЗ

Впервые заманчивое объявление я отыскал в социальной сети «В Контакте». Молодой парень под ником Грег предлагал поход на химический завод.

«Попробуй смерть на ощупь» - завлекала клиентов рубрика кричащим названием. Как и положено, был здесь интернет-адрес и номер аськи.

- А что стоит ваше прикосновения к смерти? - первым делом интересуюсь у экскурсоводов.

Ответ последовал мгновенно:

- Тебе повезло, мы только раскручиваемся, потому пока недорого. Всего 50 гривен, - ответил организатор. - Еще стольник придется выложить за противогаз. Можно идти со своим, тогда с тебя полтинник.

- А что входит в вашу экскурсию? И настолько это безопасно? - интересуюсь у незнакомца.

- Да все будет в ажуре, впечатлений получишь море. Заброшенные здания, кругом лужи ртути и бочки с ядом. Такого ты в кошмарных снах не видел. Ты с нами?

Спрашиваю напоследок:

- А сколько уже желающих?

- Ты что, из милиции? Какая тебе разница? Уже есть двенадцать, тебе выпал самый счастливый номерок. Жди звонка.

Позвонили мне в пятницу вечером. Молодой голос в трубке сообщил: экскурсия состоится в субботу, 29 августа, в 11 утра. Первым делом инструкция по экипировке: организаторы рекомендовали закрытую одежду и старую, но целую обувь. Ведь после похода все нужно будет сжечь. Встретиться договорились вблизи станции метро «Черниговская». Чтобы не опоздать, решаю приехать на полчаса раньше. Несмотря на жару +30, здесь уже толпились люди в черных свитерах. Наша дружная компания в основном состояла из диггеров и любителей экстрима. Как оказалось, добрая половина нашей команды бывала в Чернобыле, Новой Богдановке и даже на атомных полигонах Семипалатинска. Несмотря на богатый опыт, ребята признались: в столь опасное место они еще не ходили.

Ровно к 11 утра к нам подошли три невысоких парня:

- Все собрались? Всей командой идем к «Радикалу». Через проходную идем по три человека, так безопаснее. Сбор возле ртутного цеха.


Участники экспедиции брали ртуть на память, собирая ее в маленькие колбы.

«САМИ НЕ ЗНАЕМ, ЧТО НАХОДИТСЯ В ЭТИХ БОЧКАХ»

Несмотря на громкие заявления властей, мол, на «Радикале» полчища охраны и сторожевых собак, на территорию мы попали без проблем. И это посреди дня. Уставший охранник, пожевывая бутерброд, лишь проводил нас унылым взглядом.

Первая точка сбора была у трехэтажного здания, вход в которое завален бочками с желтой вязкой жидкостью.

- Это склад защитной экипировки, еще недавно он был набит противогазами, фильтрами и очистительными лосьонами, - начал свой рассказ экскурсовод Алексей. - В свое время многие хорошенько нагрели здесь руки. Ведь один такой комплект потянет гривен на 100.

Как ни странно, но поживиться здесь можно и сейчас. По всей комнате разбросаны десятки масок, фильтров и респираторов. Завалы пустых бутылок указывают на то, что гости бывают здесь довольно часто.

- Все это добро завозили сюда в 90-е годы, - рассказывает гид. - Думали вывозить отсюда ртуть, но страна развалилась и от этой идеи отказались. Денег, видимо, не хватило даже на то, чтобы забрать противогазы.

Следующая остановка - склад химических отходов. В небольшом здании повсюду валяются металлические бочки. Большинство контейнеров заметно вздулись. На жестяной таре угрожающие надписи: «Попадание на кожу опасно». Экскурсовод посоветовал всем натянуть противогазы.

- Мы сами не знаем, что в этих бочках. Предположительно - дуст, - размышлял экскурсовод. - В ящиках и пакетах хранятся пестициды. В советские времена здесь делали химию для обработки полей.

В углу комнаты рассыпан красный порошок. Как только ребята начали толпиться возле яркого вещества, гид посоветовал к химии не приближаться.

- Это особый вид ртути, советую отойти, - спокойно порекомендовал гид. - Такого добра здесь полно. Поговаривают, на месте «Радикала» хотели построить жилой квартал. Но строители работать здесь отказались. Ведь когда они начали рыть котлован, на глубине два-три метра увидели лужу ртути. На следующий день вся техника исчезла.

Не теряя времени, мы отправились на второй этаж. Там нас ждал сюрприз. Среди бочек и пакетов с ядом кто-то обосновал себе жилой уголок. Матрац, кастрюля, одежда и даже продукты. Рядом с вещами мы отыскали ксерокопию паспорта. На бумаге было написано: «Король Александр Юрьевич, 1988 года рождения, уроженец Ростовской области». К сожалению, владельца документов мы так и не нашли.

Можно только догадываться, кто мог поселиться в таком месте. Да и жив ли еще этот человек...

- А теперь десерт - прикосновение к смерти. Отправляемся в ртутный цех! - радостно сообщил нам Алексей, и вся толпа пошагала в сторону бетонного забора.

РТУТНЫЕ РЕКИ В ЧЕРТЕ СТОЛИЦЫ

Возле полуразваленного здания гид предупреждает:

- Без противогаза соваться сюда нельзя, пожалеете.

После этого все послушно надевают респираторы.

- Пробираемся на территорию ползком и собираемся у входа в здание.

Как оказалось, здесь мы были не одни. Нет-нет, охрана тут ни при чем. Просто прямо у входа в корпус нас встретили две красотки. Девушки фотографировались на фоне развалин, а когда увидели десяток зеленых «инопланетян с хоботами», просто ошалели.

- Вы кто такие? Как сюда попали? - спрашиваем у барышень.

- Ничего плохого мы не делаем, просто решили провести фотосессию, - испуганно ответили дамы.

- Нашли, блин, место, - выругался руководитель экспедиции и повел команду вовнутрь.

Как только мы зашли в помещение, экскурсовод сделал важное сообщение:

- Смотреть всем под ноги! Не падать! Противогаз не снимать! Ртуть не трогать! - громко командовал гид. - Старайтесь в серебристые лужи не вступать.

К сожалению, выполнить установки организаторов было непросто. Дело в том, что весь пол здесь усыпан мелкими шариками ртути. В некоторых местах встречались целые лужицы. По всему цеху разбросаны дохлые псы. От увиденного начала кружиться голова.

- Долго не задерживаемся, чтобы одежда не пропиталась. Бегом на второй этаж и на выход! - скомандовал Алексей

Вверху зрелище - еще страшнее. Крыша цеха практически разобрана, а яркое солнце нагревает летучую жидкость, испаряя ее в воздух. Но и это еще не все. В стенах зияют огромных дыры. Когда мы подошли к выбоинам, увидели страшную картину: внизу по дорожке шагала мамочка с двумя детьми. Ребята тут же заметили зеленых человечков и начали показывать на нас пальцами.

- А что тут удивительного, на территорию пускают всех, - говорит экскурсовод Алексей. - В былых цехах химии сегодня конторы, фирмы, СТО. А кто-то недавно открыл в пятидесяти метрах от ртутного цеха склад канцелярии…

После похода мы спокойно вышли за территорию. Никакой охраны и сторожевых собак так и не заметили. Противогазы и обувь аккуратно сложили в деревянный ящик и подожгли. Несмотря на то что экскурсия давно закончилась, меня до сих пор мучает вопрос: кто давал чиновникам право говорить о подконтрольности ситуации, когда прямо в черте города уже много лет разлито ртутное озеро? О каком контроле может идти речь, когда на «Радикал» уже водят экскурсии, а по территории без проблем гуляют дети? И самое главное: кто в ответе за жизнь киевлян, которые беззаботно сокращают путь, идя на работу через «Радикал» и ежедневно вдыхая пары ядовитого вещества?

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Геннадий МЫЦЫК, химик:

- Ртуть - это летучий металл. Проходя каждый день мимо объектов с высокой концентрацией этого яда в воздухе, можно заработать токсическое отравление. Опасность в том, что мгновенного эффекта не будет. Когда дышат этими парами, ртуть оседает на органах дыхания. Через какое-то время человек может почувствовать недомогание, отсутствие аппетита, головную боль, боль при глотании, металлический привкус во рту, возможны набухание и кровоточивость десен, тошнота и рвота. Если вовремя не обратиться к врачу, может наступить летальный исход.
Главный спасатель Киева Виктор БОСАК: 

- Последнее время сюжеты и публикации в СМИ относительно химзавода «Радикал» просто повергают в шок. Хотелось бы услышать от вас, что же там на самом деле? Неужели все так опасно?

- Эта проблема существует еще с 1996 года, именно тогда химический завод был остановлен. Сразу после закрытия предприятия специалисты начали очищать территорию. Было вывезено более 120 тонн ртути и около 1000 тонн загрязненного оборудования. Но, к сожалению, очистительные работы закончить так и не удалось.

На территории до сих пор есть несколько цехов, где не полностью проведена утилизация отходов. Чтобы эти работы завершить, нужно еще вывезти примерно 2000 тонн загрязненного грунта, а это порядка 100 млн грн. необходимых средств. Мы регулярно проводим мониторинг концентрации опасных веществ за территорией завода. Могу вас заверить: ситуация опасения не вызывает. На расстоянии 100 метров от «Радикала» никаких проблем нет, все чисто. На самой территории, которая занимает 56 га, работает много предприятий. Эти зоны также не вызывают вопросов, ведь их владельцы за собственные деньги проводили полную очистку своей территории.

- Говорят, прямо под Киевом есть атомное хранилище «Радон». Где-то в Святошине - предприятие «Запад», где похоронен бериллий. Ко всему у нас якобы есть и атомный реактор на проспекте Вернадского! Эти объекты как-то вами контролируются?

- Такая ситуация действительно существует. Что касается хранилища «Радон», оно есть и находится недалеко от Феофании. К сожалению, эти объекты достались нам в наследство из прошлого. Мы постоянно проводим их профилактику. Этим занимается наша техногенная инспекция, которая постоянно делает мониторинг. К сожалению, чтобы вынести эти объекты за черту города, нужны значительные средства. Этот вопрос рассматривается на уровне Кабмина. Сейчас на территории ЧАЭС достраивается новое хранилище «Вектор». Когда работы закончатся, будет подниматься вопрос, чтобы радиоактивные отходы с «Радона» перевезти в этот могильник. Но еще раз повторюсь - на это нужны средства.

Есть проблема и по бериллию, который хранится в Святошине, и по ядерному институту. Когда строились эти объекты, предусматривалась санитарная зона. Но Киев с тех пор расширился, и получилось так, что эти объекты теперь чуть ли не в центре города.

резонанс, радикал, ртуть, сми

Previous post Next post
Up