Век клиперов оклнчился в 1860-х, когда пароходы стали активно вытеснять парусные суда с мировых торговых морских маршрутов. Пожалуй, самым известным «гончим псом» был и остается английский клипер «Катти Сарк», который и ныне бережно хранится в Гринвиче.
Однако, в этом посте речь пойдет о русском клипере, о единственном парусном клипере в русском флоте. Это барк «Великая Княжна Мария Николаевна». В 1899 г. английский клипер Hesperus был куплен Россией за 9 тыс. ф. ст. и передан Одесскому училищу торгового мореплавания. Бывший парусный гонщик сменил флаг, маршруты и род занятий на ближайшие 20 лет.
Hesperus был построен на верфи знаменитого строителя чайных клиперов Роберта Стиила по заказу судоходной компании Devit and Moore в Гриноке. Со дня спуска на воду 11 ноября 1873 г. в течение почти 20 лет судно работало на клиперских трассах, в основном на австралийской линии Лондон - Мельбурн.
Hesperus был неплохим ходоком. В 1894 г. он прошел из Лондона до бухты Хобстон-Бей (рейд Мельбурна) за 81 сутки. Это был неплохой результат. В среднем клипера покрывали эту дистанцию за 92 дня.
В 1892 г. в жизни Hesperus произошли важные изменения, как бы предвосхитившие его будущее: клипер стал попутно с обычными своими обязанностями выполнять и функции учебного судна. Одновременно оно совершало рейсы, теперь уже из Сиднея в Лондон.
Став российским, судно переквалифицировалось в учебное. Плавания клипера "Мария Николаевна" проходили в Черном море. Обычно 25 мая судно становилось на рейд в Одессе. Стоянка длилась 8 - 10 дней. Затем оно переходило в Феодосию или Геленджик, где в течение 15 дней с практикантами проводили главным образом шлюпочные учения. После этого рейс вдоль берегов Крыма и Кавказа продолжался, причем дней семь-восемь уходило на крейсерство в море. К началу второй недели августа судно обычно возвращалось в Одессу для того, чтобы принять на борт прошедших приемные экзамены "кандидатов", а также учеников выпускного класса, завершивших к этому времени учебные плавания на пароходах. Начиная с 25 августа "Мария Николаевна" делала обход анатолийских и болгарских берегов с обязательными стоянками в Синопе и Бургасе, во время которых проводились шлюпочные учения, и вела крейсерство по шесть-восемь дней. Плавание заканчивалось практическим. экзаменом в присутствии "правительственной" комиссии. Как правило, 24 октября все ученики списывались на берег.
В 1913 г. клипер прошел большой капитальный ремонт в Англии на верфи Swan and Hunter, расположенной в небольшом местечке Уоллсенд, на р. Тайн. После ремонта, закончившегося до начала первой мировой войны, судно проследовало не на Черное море, а на Балтику, где продолжило свои учебные походы - теперь уже с выходами в Северное море и заходами в иностранные порты.
Военная жизнь судна окутана тайной: не сохранилось никаких документов, рассказывающих об этом периоде жизни клипера. Однако, известно, что судно благополучно пережило войну, и в 1921 году было продано английским судовладельцам - London Steamship and Trading Corporation, переименовано в Silvana и совершало рейсы из Англии в Средиземное море. В один из таких походов, в 1924 г., судно попало в шторм, добралось до порта Генуи с трудом пополам, где и было оставлено экипажем.
При подготовке материала использованы фрагменты книги «ШКОЛЫ ПОД ПАРУСАМИ», В.П. Митрофанов, П.С. Митрофанов, Л., 1989 г.
ЯндексДзен Продолжение следует...
Ранее:
Великие корабли мира - 1 Великие корабли мира - 2. Queen Elisabeth. Великие корабли мира - 3. "Александр Пушкин" и Co. Великие корабли мира - 4. Eclipse и Dream Sympony Великие корабли мира - 5. Лайнеры Уолта Диснея