Соло на бамбуковом катамаране через Андаманское море. Симиланы -Малый Андаман - Южный Андаман

Aug 17, 2015 23:45



"Формальности"



27.01 2015.       Арест №1.
           Выспаться, конечно, не удалось. С рассветом стали подходить первые любопытные. Пришлось выползать и общаться. Пока меня фотографировали на телефоны и расспрашивали откуда-куда, сварил и попил кофе. Проход в море почти пересох, и отлив еще продолжался, так что раннего отхода в порт не получилось. Сходил в поселок и попил ласси в одном из ларьков. Попытался купить индийскую СИМку, но разговорчивый продавец поведал мне, что СИМки продавать иностранцам на Андаманах запрещено. Местные могут купить ее только по специальной ID жителя Андаманских островов, т.е даже заезжий индус не может купить местную СИМ карту.

Когда я возвращался к катамарану, меня уже ждали полицейские. В самом молодом из них, я узнал одного из утренних любопытных. Последовали обычные вопросы: кто, откуда, сколько меня штук, почему, зачем, паспорт, виза и прочие документы плиз. Сказали, что я должен перегнать кат в порт на полицейскую стоянку, и поехать с ними в участок. Я выразил готовность, но посетовал на отлив. Сговорились, сначала в участок, а потом в порт. Часовым у катамарана остался молодой полисмен, которого, как потом оказалось, зовут Шанти Кришна ( J ).







В участке дождались начальника полиции острова (дядька который меня арестовал, оказался начальником морской полиции). Опять стандартные вопросы и протокол.

Моя «легенда» выглядела немного нелепо в принципе, но, по частям, подкопаться вроде бы и негде:

«Я шел один с Симилан на Пхукет (Таиланд). Неожиданным сильным ветром меня отжало в море, и с катамараном случились неполадки (руль сломался). Пока ремонтировался, меня отнесло далеко в море, и я понял, что вернуться против ветра не могу. Решил, что проще и безопаснее искать убежища на Андаманах. (Поэтому штампа на выезд из Тая и клиренса нет.) Но вообще-то я собирался на Андаманы попозже, предварительно оформив бумаги на выход на Пхукете (поэтому у меня есть индийская виза, карты и запасы провианта на лодке) - просто не получилось - погода утащила меня в море раньше времени. Вообще-то я пошел поначалу в Порт Блэр, чтобы оформить свой вход в Индию как положено и получить все необходимые разрешения, но новые неполадки (рулевая балка почти развалилась - посмотрите сами) вынудили меня сливаться по ветру на Малый Андаман (скажите спасибо, что не на Никобары). А так, я законопослушный спортсмен, член МАРИНС (вот и удостовереннице) и вообще, отпустите меня дяденька домой».

Что там подумали про меня дяденьки, я не знаю. Понятно, что для начала им нужно составить докладную начальству.

Меня отвезли к катамарану и сдали под охрану Кришне, обязав с приливом переправиться в порт. В порту мой кат пришвартовали к полицейскому катеру и объявили, что я не имею права выходить на сушу без разрешения и конвоира.



Начался мой первый арест (формально - задержание). Продлился он три дня. К плавучему полицейскому понтону было пришвартовано еще несколько лодок. Их отняли у бирманских браконьеров, которые часто наведываются на Андаманы за рыбой и крокодилами. Эндемичные Андаманские крокодилы строжайше запрещены к промыслу, но их мясо считается у китайцев и тайцев деликатесом и лекарством (от туберкулеза, если я правильно понял). На понтоне-причале сооружен навес с парой гамаков. В этом шалаше мне разрешили прятаться от дневной жары.





На понтоне постоянно кто-то дежурил, постепенно я со всеми перезнакомился и расширил ареал обитания до крана с водой на берегу. Появилась возможность обливаться пресной водой, что было очень кстати. Кожа сильно страдала и портилась от соли, солнца, москитов, мошки и высокой влажности воздуха.

До конца дня меня особо не тревожили, поинтересовались, достаточно ли у меня еды, сказали, что в ближайшее время обо мне доложат в Порт Блэр и примут решение.



28.01.2015. Утром приехал главный морской полицейский - он явно курировал мое «дело». Его сильно заинтересовало состояние моего катамарана, могу ли я выйти в море. Я посетовал на рулевую балку. На самом деле, она хоть и надломилась, но была надежно зафиксирована и вполне работоспособна, но, официально, это был повод моего «аварийного» причаливания в неположенном месте. Пришлось сказать, что она требует ремонта, а так же мне нужен бензин.

Меня опять отвезли в участок к начальнику, по дороге заехали в кафешку, после посещения которой, я прочно «подсел» на параду (тонкие лепешки с соусами).



Стало понятно, что от меня хотят, чтобы я отремонтировался и пошел своим ходом в Порт Блэр оформляться. Я согласился.

Пришлось снять руль и разобрать рулевую балку. Пол дня мы носились по автосервисам в поисках подходящей трубы, чтобы усилить сломавшуюся. Потом на заправку. Бензин только что подвезли, и нам пришлось влезать без очереди, пользуясь служебным положением главного полисмена.



Заправляемся в обход очереди.

Собрать руль и подготовить катамаран к выходу до наступления темноты не удалось.

29.01.2015. С раннего утра доделывал руль и готовился к выходу. Съездили позавтракать и оформить выход в порт-контроле. Дядьки в порт-контроле долго мяли, тянули, что-то рассказывали про свою невысокую зарплату и интересовались моей. Похоже, намекали на необходимость взятки, но я их упорно не понимал.

Наконец, все подписано, меня вернули к катамарану, где собрался почти весь личный состав морской полиции Малого Андамана, то есть 4 или 5 человек. Начальник сказал, что я должен идти прямиком в Порт Блэр и явиться там в порт контроль, что обо мне сообщили, что мне запрещено куда-либо причаливать по дороге, что, возможно, они догонят меня через несколько часов на своем катере (я с сомнением поглядел на обросшие водорослями борта катера) и проверят, все ли я правильно делаю.

Я заверил их в своей непреодолимой тяге к исполнению законов, сказал, что в моих интересах побыстрее прийти в Порт Блэр, пожелал всего хорошего и дернул веревку стартера… Потом еще раз дернул, потом еще. В общем, дергал минут 20, пока не оторвал.

Надо сказать, что я здорово устал к тому моменту. Я сильно сомневался в возможности пройти на моторе 130 км против бодрого ветра и волны в одиночку. Не запустившийся мотор, от работы которого на 90 процентов зависел успех сомнительного перехода, меня добил. Швырнув обрывок стартера, я заявил, что судно в плохом техническом состоянии, что в море я не пойду, а в Порт Блэр готов плыть только на пароме. Сильно расстроенный полицейский пошел докладываться начальству.



Продажа "оптовикам" ночного улова

Почти весь день я предавался овощному отдыху, слушал музыку, купался без спроса в море. (Мне же только на берег сходить запретили). Ближе к вечеру пришел мой «куратор» и начал из далека: что, мол, с мотором, скорее всего, ничего страшного, что он знает хорошего специалиста по моторам, что в Порт Блэр обязательно надо явиться с катамараном, иначе будут большие проблемы и т.п. В результате, я имел глупость убедить себя пойти-таки на катамаране.

Мы поехали в поселок, поужинали и вернулись с мотористом. Тот все разобрал, почистил и сказал, что причина в несовместимости тайского и индийского бензина. Собрал мотор и завел его «с полтычка». Назначили выход на завтрашнее утро. На радостях, начальник позволил мне погулять по Хат Бэю (под конвоем Кришны, разумеется). Я промолчал, конечно, что облазил весь поселок вдоль и поперек, пока искал бензин. Для арестанта любой выход «за периметр» в радость J.



Выгляжу не очень... третий день ареста

30.01.2015. Переход на Южный Андаман.

Утром был «день сурка». Опять поездка на завтрак, опять порт-контроль и разрешение на выход, напутственное слово главного морского полицейского. Разве только, торжественности было поменьше - все друг другу изрядно поднадоели.



Мотду (Я с этим парнем познакомился в кафе, когда ходил за бензином. К счастью, он догадался меня "не узнать", когда позже увидел меня под арестом).

Мотор завелся, меня заставили сделать показательный круг, чтобы убедиться в способности судна двигаться и управляться. Я сделал круг и пошел вдоль берега на север. Мне показалось, что в глазах главного полицейского имеет место тревога и сомнение. Похоже, он не был до конца уверен в успехе моего перехода и боялся взять грех себе на карму.

Мне же стало наоборот веселее. Я тоже не был уверен в успешном переходе, но у меня были варианты: вернуться в Хат Бэй под парусами, вернуться на другое место на Малом Андамане, разобрать катамаран и прийти сдаваться пешком (что, похоже, было бы наилучшим вариантом). Даже если унесет в Бенгальский залив - еды и воды у меня достаточно, чтобы дойти до материковой Индии или Шри-Ланки.

С утра ветер дул не сильно, волна небольшая. Но, чем выше поднималось солнце, тем ниже становилась моя скорость - ветер усиливался. Через несколько часов меня догнал полицейский катер со всеми моими знакомыми на борту. Начальник поинтересовался, все ли ОК, и они умчались обратно. Чем дальше, тем сильнее становились встречный ветер и волна. К вечеру скорость упала до 2-3 км/ч. Усталость тоже накапливалась. Авторулевого на моторе не поставишь. Раз в два-три часа я ложился в дрейф, чтобы немного полежать и отдохнуть. Катамаран в это время сносило не просто назад, а к гуще мелких островов, про которые в карте было сказано, что данные о глубинах здесь не точные и зона эта для плавания опасна и не рекомендована.



North Brother Island

Приближалась ночь. Я на ночь возлагал особые надежды. Ветер должен улечься, волна утихнуть, моя скорость вырасти. Но ветер ослаб незначительно, скорость выросла всего до 3-4 км/ч, тело уже не ныло, а отчаянно ломило от беспрерывной рулежки.

Часа в два ночи, когда я стал уже подумывать о вариантах отступления, ветер отошел немного к востоку. Я поставил паруса, выставил авторулевого и пролежал в полусне минут 40, пока не поджался к островам на опасно близкое расстояние. Курс получился градусов на 40 левее нужного. Очень боялся совсем заснуть и быть выброшенным на один из мелких необитаемых островов, или, еще хуже на коралловую отмель. Вскоре ветер одумался и задул с привычного С-СВ. Опять 3 км/ч на моторе.



Rutland Island

31.01.2015. До утра боролся со сном, усталостью и встречным ветром. На рассвете ветер опять немного отошел и я часа полтора отдыхал, идя под парусами градусов на 45 левее курса. Похоже, минут 20 были лишними. Ветер вернулся в обычное русло, и меня утащило на несколько километров на запад. Так же я проскочил остров Пассаж, на котором был шанс поискать укрытие для отдыха. Ободряло то, что впереди, километрах в 10 уже был остров Рутланд. Этот крупный остров отделен от Южного Андамана только узким проливом. В ЮВ оконечности острова я по карте давно приметил бухту, достаточно глубокую, что бы туда не заходила волна. Я на эту бухту очень надеялся, но до нее надо еще дойти. Ветер усилился и дул четко навстречу. Другая проблема - заканчивающийся бензин. Расход оказался почти в два раза больше расчетного. Часть пути я почти стоял на встречном ветру и волне. Кроме того, в движке появились нездоровые вибрации. Подсчет оставшегося и израсходованного бензина показал, что до Порт Блэра я не дойду точно. От бухты до порта надежных укрытий нет. Получается, что если дойду до бухты. Нужно будет просить рыбаков подвезти бензина или отбуксировать в порт. А заходят ли туда рыбаки, или там резервация с аборигенами? Если ветер не ослабнет, то до бухты несколько часов ходу и почти весь бензин. Физическое состояние очень плохое. Почти все время приходится рулить стоя, т.к сидя засыпаю.

Подошел поближе к южному берегу Рутланда. Надежды на ослабление ветра под берегом не оправдались. Укрытий тоже не видно. Берег ровный без бухт, прибой лупит в коралловый барьер. Реки здесь не впадают.

Решил принять «план Б». Обойти острова с запада и причалить у поселка Порт Муар. Таким образом, я значительно сокращал путь, а главное, укрывался от встречного ветра в гуще мелких прибрежных островов.

Поставил паруса и свалился за ЮЗ оконечность острова. Ушел с волны, ветер слабый встречный. Пошел на моторе 5-6 км/ч.



South Andaman Island

По карте здесь заповедник, есть ли дикари - непонятно. Читал, что они обычно очень не любят гостей и ведут себя агрессивно. Знают, что в случае чего - наказания не последует. Индийские власти очень их опекают. Это, конечно не Северный Сентинел, но нарываться лишний раз не хочется.

Кстати, позвольте вставить лирическое отступление про знаменитый Северный Сентинельский остров (в данный момент он находился от меня в 40 км к СЗ):

Северный Сентинельский остров пребывает под индийской юрисдикцией, как и все Андаманские острова. Остров небольшой и ничем особо не примечателен. Главная особенность, сохранившееся на острове в нетронутом и непокоренном виде племя сентинельцев. Его считают одним из последних первобытных народов, которые никак не были затронуты цивилизацией. Все дело в том, что изначально остров располагался на окраине торговых путей, полезных ископаемых здесь нет. Так что про покорение острова как-то позабыли.

Похоже, местные ребята узнали от соседей, что цивилизация, в лице британцев и индусов, ничего хорошего не несет, и решили не пускать никого на свой остров. Ко всему, что приближается к острову, относятся крайне агрессивно. Все, что приближается к острову, от рыбацких лодок до вертолетов, обстреливается из луков.

Численность племени, обитающего на острове, по разным оценкам составляет от 50-ти до 400 человек. Остров был открыт ещё в конце XVIII-го века, но о его существовании забыли почти на целый век, и вспомнили лишь в 1867-м году, когда в этих водах потерпело крушение индийское торговое судно. Когда 106 уцелевших моряков выбрались на берег, их встретили недовольные «вторжением» аборигены. От истребления экипаж спас только оказавшийся неподалёку военный корабль.

В 80 годах 20 века другое индийское судно село на рифы острова. Экипаж подвергся обстрелу, от расправы спас пришедший на помощь корабль и сильный прибой, не позволивший аборигенам добраться до судна.

В 60-х годах XX века, когда все остальные первобытные племена уже были основательно изучены, после чего интегрированы в цивилизацию, руки антропологов, наконец, дошли и до сентинельцев. На остров была отправлена лодка с дарами, полная оптимистичных ученых и фоторепортеров. Как и следовало ожидать, едва только лодка оказалась на расстоянии полета стрелы, как была немедленно атакована. Ученых это не смутило. Они подплыли к берегу в другом месте, оставили на нем дары (свинью, куклу, кокосы, металлическую утварь и несколько пластиковых ведер) и с достоинством удалились.
      Дары были встречены со сдержанным любопытством. Куклу и свинью тут же похоронили, красные ведра и металлическую утварь приняли с явным восторгом, а зеленые ведра отвергли с презрением. Однако принятые дары вовсе не расположили туземцев к дарителям. В следующий раз они опять встретили ученых градом стрел.

Еще несколько антропологических экспедиций пытались наладить контакт с сентинельцами, но результаты оставались скромными. В лучшем случае аборигены позволяли себя одаривать, а потом гнали ученых восвояси.

Все дальнейшие попытки наладить контакт приводили к тому же результату - туземцы «в штыки» встречали даже предложения помощи.

С 90-х годов в среде антропологов стали культивировать более бережное отношение к первобытным народам (в конце концов, от большинства из них остались только воспоминания), исследования свернули, и Северный Сентинельский остров окончательно объявили закрытой территорией. Теперь нравы и обычаи местного населения наблюдают исключительно с вертолета. Поэтому до сегодняшнего дня никому не известна ни точная численность сентинельского народа, ни его язык, ни культура.
        Правительство Индии поместило в водах острова береговую охрану. То есть, если ты даже сможешь приблизиться к острову, то будешь арестован, оштрафован и отправлен восвояси.

Когда в 2004-м году остров сильно пострадал от цунами, Индия отправила туда вертолёт, чтобы проверить, есть ли выжившие. Экипажу не пришлось совершать посадку - сентинельцы сами вышли на побережье и осыпали вертолёт градом стрел.

В 2006-м году двое рыбаков подплыли слишком близко к острову и были убиты. Посланный за телами вертолет аборигены отогнали градом стрел. Индийское правительство заявило, что не будет вмешиваться во внутренние дела обитателей острова, и призвало граждан держаться от него подальше.

Пошел вдоль красивых берегов и островов, жаль, что состояние мое было такое, что не до красот. Подходящих мест для отдыха не попадалось, а далеко отходить в сторону не хотел, т.к по моим расчетам бензина у меня оставалось впритык. Я уже давно подмешивал неправильный бензин в правильный, несмотря на риск окончательно заглохнуть. Видел несколько рыбацких лодок, но они, увидев меня, уходили и прятались. Наверное, браконьеры.



Несколько раз останавливался на 15-20 минут полежать, благо, сносило теперь не быстро. В поисках подходящего места, дошел почти до поселка Вандор. Решил переночевать где-нибудь в протоках между островов, так как сил на общение с местными, а тем более с полицией в себе не ощущал.

Уже вечером встал «по средиземноморски» в манграх между островов (с носа отдал якорь, а с кормы подвязался к манграм). Заставил себя поесть. Несколько напрягала крокодилопаранойя (что-то я такое читал про крокодилов, что водятся в соленой воде). На всякий случай построил на корме, откуда можно легко залезть на катамаран, баррикаду из котелков, весел и прочих гремящих вещей и выключился.

01.02.2015. Проснулся несъеденным. Тело продолжало ломить, но в голове посвежело. Созрел план действий. Если меня задержит полиция, когда я причалю, то потеряю лишний день, а то и два. Пока документы посмотрят, пока вопросы будут спрашивать, пока начальству докладывать… Лучше я быстренько припаркуюсь и попытаюсь сбежать в Порт Блэр. А там уже сам начну разбираться с властями.

Не торопясь, собрал все ценное и необходимое в рюкзак, остальное упаковал и припрятал. Залил последнюю бутылку «неправильного» бензина (на заведенном и прогретом двигателе) и поехал искать место для десанта. По дороге остановился искупаться. Заякорился, поплавал вокруг катамарана, сфотографировал его с воды. Стало значительно легче.



Зайдя за очередной островок, увидел причал и кучу рыбацких лодок на берегу. Вдоль берега идет дорога, ездят машины и автобусы. Быстренько причалил к лодкам, но незамеченным не остался. Пока возился с якорем и подвязывался к чужой веревке, на берегу собралось человек десять. Когда зашел в воду по колено, чтобы закинуть подальше якорь, вся толпа всполошилась и закричала: «Стоп! Крокодайл! Крокодайл!» Понял, что утреннее купание было несколько рискованным поступком.

Спросил, не помешает ли моя лодка, если постоит здесь до вечера (нет) и поспешил удалиться в самое людное место. По пути какой-то человек стал спрашивать у меня какой-то пропуск или билет. Я сказал «да» и ускорился еще. Рядом были ворота с надписью «Национальный морской парк имени Махатмы Ганди», несколько ларьков с сувенирами, толпа народа и кафешки. Затесался в толпу, потом спрятался в кафе. Заказал чапати и выяснил, что автобус в город будет через 30 минут.



Причаливаю

Порт Блэр показался мне сильно растянутым, пыльным и оживленным. Кое-как разыскал здание порт-контроля. Дежурный сказал, что что-то такое про меня ему сообщали, и поинтересовался, где моя лодка. Я сказал, что сломалась, стоит в Вандоре, а я, вот, приехал оформляться. Дядька сказал, что мне нужно идти в PMB офис (порт менеджмент), но он сегодня закрыт (воскресенье), приходи завтра.

Остаток дня я посвятил исследованию городка, гастрономическим излишествам и прочим радостям жизни. Поздно вечером вернулся к катамарану. Никто меня не караулил. Переночевал на катамаране.



разборный катамаран андаманы одиночный п

Previous post Next post
Up