До того, как стать министром финансов, Сергей Юльевич Витте занимал различные должности по железнодорожному ведомству. Серьезные перипетии его службы и политической деятельности описаны в мемуарах, которые он диктовал в последние годы жизни (кстати, весьма полезное чтение). Есть там и веселые эпизоды. Воспроизвожу один из них с небольшими сокращениями, сохраняя разговорный стиль автора.
Много лет спустя, когда я уже служил в Киеве начальником эксплуатации Юго-Западных железных дорог, состоялся первый всемирный конгресс железнодорожников по случаю 50-летнего юбилея железных дорог в Бельгии. Этот юбилей праздновался в Брюсселе. Я был тогда сравнительно молодым человеком... и был назначен на этот конгресс со стороны русских железных дорог (кроме меня, было назначено еще несколько человек). Я приехал в Брюссель на конгресс, где рассматривался вопрос, какая система движения предпочтительнее: американская, когда машинист не должен быть связан с паровозом, или европейская, при которой машинист связан с паровозом. Этот вопрос рассматривался, как это обыкновенно принято на конгрессах, в комиссиях, где он серьезно обсуждался, и было указано, какие преимущества имеет одна и какие - другая система. Конечно, были сторонники как той, так и другой системы.
Разумеется, я был сторонником американской системы, потому что я сам ее практиковал во время войны и встретил горячего защитника этой системы в лице инженера Сортио. (Теперь он - главный директор du Chemin de fer du Nord [Северной железной дороги]; живет во Франции, мы с ним встречаемся, и, конечно, он теперь уже старик, а тогда он был еще молодым человеком.)
Все решения, которые принимались в комиссиях, потом рассматривались на общих собраниях; эти общие собрания были большею частью публичные... На эти общие собрания (в Брюсселе) часто приходили дамы высшего общества и слушали прения; в том числе приходили иногда король и королева (королем был тогда Леопольд, недавно умерший). И вот как раз на этом заседании, на котором рассматривался вопрос о системах европейской и американской, также на хорах присутствовали король и королева и вся бельгийская аристократия.
По каждому вопросу выступало два оратора. Одним из ораторов был бельгийский известный инженер Бельпер, который говорил за преимущества европейской системы. С нашей стороны возражать ему был выбран инженер Сортио. В общем собрании надо было говорить a la portee [доступно], чтобы быть понятым публикой, которая о железнодорожном деле не имела понятия. Старик Бельпер говорил, как обыкновенно говорят все бельгийцы-французы, которые любят говорить очень красноречиво, особенно при короле. Он сравнил паровоз и машиниста с мужем и женою и говорил очень патетические фразы о том, как можно отлучать жену от мужа. Понятное дело, жена гораздо счастливее и благополучнее живет, если находится при муже, нежели без мужа. Вот на эту тему он ораторствовал и произносил свою речь крайне патетически.
Потом ему возражал Сортио, который говорил приблизительно следующее: что он выслушал прекрасную речь Бельпера, которая его очень тронула, но его крайне удивляет, как это Бельпер, который живет недалеко от Парижа, очевидно, в Париже не бывает, потому что если бы Бельпер бывал в Париже, то таких вещей не говорил бы. В Париже всем известно, что женщина, у которой не один муж, а несколько, гораздо счастливее живет и лучше содержится, нежели женщина, которая живет с одним мужем. Это возражение вызвало в аудитории общий хохот, и так как король Леопольд был склонен «к супружеской легкости», то эти прения и ему показались очень забавными.