Прочел в
psy_pro вопрос и написал коммент. Теперь подумал, что это может интересным не только для тех, кто постоянно смотрит это сообщество. Плюс - позволю себе некоторые уточнения своей позиции.
Итак вопрос:
Психическое расстройство у ребенка или просто плохое воспитание?
Есть ребенок 6 лет. Всегда был балованным. Хочешь игрушку на, хочешь эту на.
Уже в три года к посторонним взрослым начал проявлять агрессию (требование). Когда ему не нравились подарки он швырял их, плакал, падал в истерику и кричал они мне не нужны. Хотя подарки были дорогие (конструктора, машинки игрушечные, мотоциклы). Минутку не может посидеть, не реагирует на замечания.
Родители объясняют, что он гиперактивный ребенок. К психиатру они не обращались, определили что он гиперактивный по информациям с книг.
Сегодня повторился случай, когда он агрессивно стал кричать. - Я вас на мясорубку перекручу, с вас мясо сделаю, на кусочки порежу, тарелки ваши побью. Это он говорит взрослым людям, бабушкам дедушка по 60 лет. Подарки, деньги не принимает.
Ему мешает шум, его раздражает когда кто-то громко разговариваеют или поет.
Вопрос - его поведение, это неправильное воспитание или ребенок болен? И если ребенок болен, то как убедить родителей показать ребенка специалисту?
Мой ответ (с обещанными уточнениями) такой:
Не думаю, что такие слова, как "воспитание", "балованность", "болезнь" помогут понять происходящее.
Любой ребенок нуждается не в доступности красивых или дорогих игрушек, вкусной еды, красивой одежды или навороченных гаджетов, а в доступности своих близких - в начале мамы, а затем, когда он начнет понимать, что мама и папа - разные люди, то и мамы, и папы. В первые полгода жизни ребенок нуждается в почти абсолютной доступности близких (=мамы/папы). Позже - хотя бы иногда, хотя бы на некоторое время он нуждается в поддержке ощущения, что он - единственная ценность для близких.
Если нет доступности близких, он понимает доступность прочих благ (игрушек и прочую "избалованность") как желание близких, чтоб он от них отстал ("чем бы дитя не тешилось, лишь бы забыть о его существовании"). Отсюда и нарастание требований, капризов и т.п., смысл которых (в переводе на взрослый язык) можно передать словами: "заметьте меня, я в вашей теплоте, понимании, участии, поддержке ОЧЕНЬ НУЖДАЮСЬ!!!!!" Это - вопль отчаяния: "не могу до вас достучаться!!!
Ребенку доступность близких нужна, в первую очередь, для того, чтобы научиться понимать, что с ним происходит, каков смысл переживаний, которые он испытывает, что они означают, что с ними делать, как с ними обращаться? Для такого понимания ребенку необходимо, чтобы ему помогли успокоиться, когда он испугался или перевозбужден: пока эмоции слишком сильны их смысл понять невозможно.
Через такую поддержку ("я не брошен, не одинок") ребенок приобретает ценнейший опыт понимания себя, а потому обретает способность опираться на самого себя даже тогда, когда он одинок.
Ребенок никогда не знает, в какой момент ему понадобится помощь со стороны мамы/папы. Для того, чтобы обрести опыт понимания собственных переживаний (=понимания себя) ему необходимо ощущение непрерывной близости с мамой/папой, готовыми помочь. Иначе говоря, ребенок должен быть уверен, что близкие (мама/папа) будут доступны в любой момент, когда возникнет необходимость - даже тогда, когда маме или папе по их собственной жизни не до ребенка...
Способность быть одному, в одиночестве - это великое и очень не простое достижение на пути взросления. И без помощи близких ребенок не сможет этого достичь и будет обречен на серьезные нарушения психического здоровья. У Дональда Винникотта есть замечательная статья: "Способность к одиночеству" (Winnicott, D.W. (1958) The capacity to be alone. The International Journal of Psychoanalysis, 39, pp. 416-420). В сети можно найти перевод...