Что значит "я хочу"?

Sep 05, 2011 19:44

О сложности понимания собственных желаний.
Любой психоаналитик имел возможность множество раз наблюдать у своих пациентов проблемы в понимании собственных желаний. Чаще всего (но не всегда) это выражается в том, что пациент легко может сказать, что ему надо делать, но испытывает серьезнейшие затруднения, когда пытаешься выяснить, а что, собственно, он сам хочет.
Нередко такие проблемы полезно исследовать, опираясь на концепцию «ложной самости (self)» Дональда Винникотта. Не вдаваясь в детали, эту концепцию можно пересказать так. Условия раннего развития привели к тому, что индивид умеет играть определенную роль («хорошей матери», «настоящего мужчины»), но не умеет выбирать свой индивидуальный способ поведения, соответствующий его врожденному потенциалу.
На психоаналитическом жаргоне можно сказать о суровых требованиях Супер-Эго по отношению к Эго.
Все это хорошо известно психоаналитикам и из литературы, и из собственной практики.
Но вот что интересно. Описания трудностей в формулировании индивидом собственных желаний множество, тогда как описаний того, как в ходе психического развития происходит формирование и эволюция того, что можно назвать «я хочу», практически нет. Я, во всяком случае, не видел ни одного. Например, в одной из лучших работ, написанных психоаналитиками о психическом развитии - книге супругов Филлис и Роберта Тайсонов «Психоаналитические теории развития» (1990, переведена в 2006) - проблема возникновения и развития «желаний» вообще не затронута.
Все сказанное выше - своего рода предисловие к описанию случая, который позволил мне соприкоснуться вживую с некоторыми стадиями такого развития.
Несколько дней назад ко мне в гости зашла семейная пара, с которой у меня давние близкие отношения. С ними был и их сын, юноша 18 лет, с которым также мы хорошо знакомы. Увидев, что я наливаю себе каберне, юноша сказал: «дядя Олег, налей и мне».
Хорошо, говорю, сколько налить? Отвечает: «ну не знаю…» Я предлагаю: «говори, сколько хочешь, и я налью». И тут я слышу слова, ошеломившие меня и своей искренней спонтанностью, и своей фантастической неожиданностью: нет, сказал он, сколько хочу - не надо!
Было, о чем задуматься…
Теперь выскажу некоторые предположения об этапах развития феномена «я хочу». Вероятно, в подростковом возрасте «я хочу» (сделать что-то конкретное) часто означает: я хочу перестать подчиняться требованиям взрослых относительного того, как сказал Маяковский, «что такое хорошо и что такое плохо».
И лишь завершая подростковый возраст, индивид научается находить свое, индивидуальное решение - между «я подчинюсь» и «я сделаю наоборот»..,

Тайсон, психоанализ, подростковый возраст, ложная самость, возникновение "желаний", психическое развитие, Дональд Винникотт

Up