«Нет такой вещи как младенец»Дональд Винникотт, британский педиатр и психоаналитик, как-то сказал: «нет такой вещи как младенец». Этот афоризм приняли все психоаналитики мира. Смысл его именно в том, что - с точки зрения психического развития человека - и норма, и отклонения от нормы являются характеристиками не младенца самого по себе, а особого, уникального в животном мире взаимодействия в паре мать-младенец. Во всяком случае, попыток распространить это афоризм на животных до сих пор никто не предпринимал.
Человек появляется на свет с серьезным биологическим дефектом: на малейшую помеху удовлетворению своих потребностей, например, в пище, он готов реагировать неадекватно - эмоциональным взрывом, с которым он сам, в одиночку справиться не в состоянии: необходимую помощь, требующую специальных усилий, ему оказывает мама (см.:
Материнское утешение).
Разумеется, и у младенца могут быть врожденные дефекты, ложащиеся дополнительным бременем на способность взрослого выполнять материнскую функцию. И у матери могут быть - сформировавшиеся в предшествующей рождению ребенка жизни - неуместные автоматизированные эмоциональные реакции (АЭР), блокирующие ее материнскую функцию (см.:
Человек разумный,
Избыточная универсальность). Однако дело не в матери и ребенке самих по себе, по отдельности. Дело именно в согласованности особенностей младенца и способностей, навыков матери.
Венгерский, а позже британский психоаналитик Микаэл Балинт писал, что дефект индивидуального развития человека, закладываемый в паре мать-младенец, образуется в результате расхождения между фактическими потребностями данного младенца и теми возможностями опять-таки данной конкретной матери, которые оказываются для него доступными.
Но именно из неадекватных реакций младенца, от невыносимого бремени которых только материнское утешение и может его спасти, вырастает все богатство человеческих переживаний, аффектов, эмоций, чувств. Если человеку удается снизить силу своих чувств, он сможет их наблюдать, анализировать, извлекать из них полезную информацию и сознательно выбирать ответную реакцию. И этим превратить врожденный биологический дефект в могучее «видовое» преимущество: способность к многообразию оттенков чувств, эмоций, способность познавать мир, его законы, и главное - опираясь на познание мира изменять его.
...
Читать целиком