Продолжение. Начало
здесь,
здесь,
здесь,
здесь и
здесь.
ʘ Девочка четырех лет оказалась в гостях у бабушки. Такое событие иногда в ее жизни случается, но не очень часто. В родительской семье ситуация тоже не простая. Мама около года находится за границей. Девочка живет с папой и посещает детский сад. Бабушка искренне рада внучке и, очевидно, в расчете на взаимность, спрашивает: «тебе где больше нравится - здесь или в детском саду?» С ответной искренностью девочка отвечает: «конечно, в детском саду!» Слова девочки пробуждают в бабушке непереносимую детскую обиду: «так тебе у меня не нравится?! Вот и убирайся в свой детский сад!» Вся в слезах девочка убегает на кухню. Минут через пять на кухню заходит женщина - невольная свидетельница происходящего. Девочка рыдает и сквозь слезы говорит, заметив вошедшую: «Я совсем не люблю детский сад, правда! А бабушка говорит, чтобы я шла в детский сад. А я не хочу туда идти» (Случайный свидетель, устное сообщение).
Это крайне редкий и, вместе с тем, необыкновенно яркий пример того, как ребенок строит собственное ложное Я. Вероятно, описанный эпизод не является первым вкладом ребенка в создание своего ложного Я. Скорее, думаю, здесь представлены завершающие этапы строительства фундамента - «нулевого цикла». См. также статью Винникотта (1960): «Искажение эго в терминах истинного и ложного я»
Хочу выразить искреннюю благодарность свидетелю описанного происшествия за его рассказ.