Начало см.
здесь.
Приведу теперь фрагмент из главы 20 (Успешные, мазохистические, садистические и почти пограничные индивиды с нарциссической организацией личности), раздел «Деструктивные индивиды с нарциссической организацией личности»:
«В отличие от мазохистических индивидов с нарциссической организацией личности, деструктивные (иногда их называют “злокачественными”) индивиды с нарциссической организацией личности используют чрезмерный и явный садизм, направленный вовне, чтобы подтвердить и поддержать свою грандиозную самость. На явном уровне они злоупотребляют властью, контролируют при помощи силы и действительно делают других людей своими жертвами. С метапсихологической токи зрения объекты (люди или вещи), которые становятся мишенями агрессии таких индивидов, представляют собой их голодную самость. Для таких пациентов экстренализации их голодной самости путем помещения ее в других людей недостаточно; экстернализованная голодная самость должна быть избита, сведена к ничтожеству и/или убита. Лишь такими мыслями и действиями можно защитить и поддержать грандиозную самость.<…>
Садизм в сочетании с нарциссической организацией личности в клиническом сеттинге проявляется по-разному. Типичный человек с нарциссической организацией личности может использовать поддразнивание, злословие, сарказм, пассивно-агрессивные паттерны поведения, фантазии о причинении другим вреда. Мазохистический индивид с нарциссической организацией личности может прямо или косвенно, иногда агрессивно, вынуждать других унижать его и причинять ему вред в реальности или фантазии. Затем те, кто “ранил” мазохиста, чувствуют себя из-за этого плохо. В этом выражается садизм пациента. А злокачественный/деструктивный индивид с нарциссической личностью сам причиняет вред другим людям, представляющим его/ее голодную самость. Убийство - крайняя форма выражения такого процесса.<…>
Поскольку деструктивные/злокачественные индивиды с нарциссической организацией личности, с сексуальными перверсиями или без таковых обычно не оказываются у нас на кушетке, большая часть нашей информации о них приходит из непсихоаналитических источников, из изучения разрозненных данных.
Супервизия двух случаев анализа индивидов со слабой формой такого состояния и анализ одного индивида с таким состоянием дали мне информацию для формулировки о причинах деструктивных/злонамеренных форм нарциссической организации личности <…>. Я считаю, что за появление таких состояний ответственно сочетание трех элементов:
1. Мы можем применить мое описание семейных условий, приводящих к развитию типичного индивида с нарциссической организацией личности, к тем, кто вырастает деструктивным индивидом с нарциссической организацией личности. Позвольте повторить: холодная и не дающая подпитки мать оставила типичного пациента с нарциссической организацией эмоционально голодным. В то же время она рассматривала ребенка как “особенного” или как инструмент для достижения собственных нарциссических целей. К концу первого или во время второго года жизни ребенок откликается на холодность матери развитием ядра грандиозной самости, которая становится связанной с “реальностью” особости ребенка и с образом желанной идеализированной родительской фигуры;
2. К вышеописанной ситуации добавляется опыт, конкретизирующий ощущение крайнего унижения ребенка. Травматическое событие происходит не в младенчестве, а позже, в процессе формирования личности (во время прохождения сепарации-индивидуации, эдипалыюсти, латентности или даже подросткового периода), и охватывает нарциссическую структуру психики, причем психологической адаптации не хватает, чтобы дать ребенку чувство, что он/она может проработать и преодолеть это унижение. Конкретным унижающим событием может быть изнасилование, внезапная брошенность или событие, в котором отражаются пугающие фантазии, например кастрационная тревожность находит отражение в реальном повреждении пениса. Когда такие индивиды становятся взрослыми, им недостаточно воспоминания о событии и даже попытки понять, что с ними произошло и как они были унижены в прошлом. У таких индивидов есть внутренний запрос на другое садистическое и унижающее событие, которое на этот раз они смогут контролировать тем, что становятся садистической стороной и сами унижают кого-то другого. Поскольку полный контроль не удается, они повторяют такие агрессивные действия и тем самым подпитывают свою грандиозную самость.
Сочетания этих двух элементов может быть недостаточно для формирования злокачественного индивида с нарциссической организацией личности. Я бы отметил, что требуется дополнительный третий элемент;
3. Ребенок должен идеализировать образ другого человека в своем окружении и идентифицироваться с ним: обычно это взрослый, проявляющий агрессию к другим людям или вещам; с точки зрения ребенка, именно этот взрослый может спасти его от унижения, низкой самооценки и общей тревожности. Такого рода образ, реалистический и фантазийный, включается в грандиозную самость ребенка».