И. Кон утверждает: «У подростков и юношей появляется непреодолимое стремление к абстракциям, теоретизирование становится обыденной потребностью». Оказывается, что «философствование ради философствования» столь же важно для них, как для дошкольников бесконечные «почему?». Это стремление, свидетельствующее о развитии мышления, упражняет ум подростка и способствует укреплению интеллекта.
Если мы проявим интерес к его пространным рассуждениям и включимся в них на паритетных началах, мы не только узнаем много нового о подростке, но и сможем стимулировать его мышление, развивать навыки аргументации.
В душе подростка -многообразный мир фантазий, который, однако, он не всегда перед нами раскрывает. Именно поэтому его воображение кажется нам беднее и пассивнее по сравнению с детским. Не ставя себе далеких целей, как это делает взрослый юноша, подросток в области прошлого или ближайшего будущего чрезвычайно интенсивно будоражит свое воображение. Постарайтесь «разговорить» его, и вы увидите, чего он хочет достичь в жизни, каким видит себя. Конечно, и наивного в его мечтах предостаточно, но в ваших силах помочь соответствующим образом оценить их.
Подросток охотно вступает в беседу, которая касается его персоны, с упоением обсуждает свои возможности; он даже провоцирует подобные разговоры, так как ему для самосознания необходимо из чужих уст услышать свою оценку.
Да, подростковый возраст -воистину благодатный и одновременно чрезвычайно сложный для воспитания. Поэтому-то наши отношения с детьми в тот период должны складываться творчески, с глубоким пониманием, любовью и терпением.