«Красная звезда» не раз поднимала проблему подземных сооружений, сохранившихся в Калининградской области со времен второй мировой войны. Отмечалось, что «подземный мир» этого российского региона фактически до сих пор не исследован, хотя в его тайниках может оставаться спрятанной и знаменитая Янтарная комната. Но соответствующие государственные структуры продолжают хранить молчание. Член Географического общества РАН Иван Кольцов, много лет посвятивший изучению этой проблемы, считает, что дальнейшее промедление чревато нанесением России серьезного ущерба.
После взятия в 1945 году советскими войсками Кенигсберга главный город Восточной Пруссии лежал в руинах. Некоторые немецкие подразделения ушли в разветвленную сеть подземных ходов и оттуда ночами совершали вылазки, убивая наших военнослужащих. В связи с этим были взяты под контроль основные входы в подземелья, а остальные экстренно были замурованы до лучших времен. Это повысило безопасность в городе. Самими схемами подземелий советское командование не располагало.
Любопытно, что главный железнодорожный вокзал города не пострадал от уличных боев и бомбардировок англо-американской авиации, которая почему-то уделяла налетам на Кенигсберг особое внимание. Под вокзалом, глубоко под землей, располагалась подземная железнодорожная станция, откуда в нескольких направлениях уходили тоннели, в том числе под реку Преголя. Подобные подземные тоннели нашим воинам встречались в Бранево и других польских городах на пути к Германии.
Тоннели располагались значительно ниже реки Преголя и Калининградского залива. Электрифицированные тоннели двумя трассами связывали Кенигсберг со знаменитой ставкой Гитлера Вольфшанце, находившейся недалеко от Растенбурга (Кентшин). Для строительства таких сложных подземных сооружений Германия располагала высококвалифицированными кадрами, горнопроходческой и строительной техникой. Подземное строительство в военных целях велось в Восточной Пруссии со времен раннего Средневековья, когда немецким рыцарям удалось захватить этот регион.
В послевоенные годы в подземные ходы неоднократно проникали различные группы исследователей, хотя и без особых успехов. Но в 50-е годы развалины Королевского замка, из подвалов которого можно было попасть в подземелья Калининграда, и другие входы в «подземный мир» древнего города были взорваны.
Город стали постепенно восстанавливать. Так как чертежи городских коммуникаций не были доступны местным властям (их обнаружили в архивах Москвы только в 1991 году), Калининград отстраивался по новой планировке с новыми городскими коммуникациями. Пришлось заново прокладывать водо- и электроснабжение, канализацию, телефонную связь.
Проведенная после войны замуровка входов в подземелья не гарантировала, однако, надежного контроля за несанкционированными перемещениями внутри подземелий, особенно в их глубинных ярусах, уходящих за пределы города. Известен случай, когда в начале 80-х годов в центре города, недалеко от бывшего Королевского замка, жители близлежащих домов явственно слышали гулкие удары металла по металлу, которые раздавались из-под земли. Приехавшие специалисты только руками развели, так как все входы в подземелья считались давно замурованными.
В те же годы в зоопарке дети заметили провал в вольере медведей и сообщили смотрителям. Руководство зоопарка проинформировало, как раньше было принято говорить, компетентные органы об обнаруженном ступенчатом входе в подземелье, но от них никто не приехал. Пришлось работникам зоопарка самим засыпать вход без каких-либо попыток обследовать подземелье.
Поверхностные раскопки, проведенные в Калининграде геолого-археологической экспедицией в 80-х годах, естественно, результата дать не могли. В глубинные ярусы подземелий никто из ее участников не проникал, ибо не располагал необходимыми чертежами.
Серьезно заниматься исследованиями подземелий все послевоенные десятилетия никто не стремился: ни городские власти, ни военные, ни другие силовые ведомства. Мешали то ли более срочные дела, то ли недопонимание серьезности проблемы. Поэтому остались необследованными и подземелья в районе заводов Понарт и Шонбуш, где немцы в конце войны спустили под землю ящики с какими-то культурными ценностями. Хотя имеющаяся информация позволяет предполагать, что в подземельях может находиться и Янтарная комната. Известно, что из Королевского замка ящики с деталями Янтарной комнаты были перемещены в район детской областной больницы (нынешняя улица Дмитрия Донского), где были спущены под землю, а вход засыпан взрывом. Далее по подземелью ящики переместили в другое, более безопасное место.
В Германии до сих пор живы люди (или их дети), которые проектировали и строили подземные инженерные сооружения Кенигсберга, прятали там награбленные в СССР культурные ценности. Не исключено, что в 90-е годы, когда ослаб контроль, кое-кто из них мог попытаться тайно проникнуть в подземелья города, используя сохранившиеся чертежи. По подземным коммуникациям они могли переместить ящики с компонентами Янтарной комнаты за пределы не только города, а затем и вывезти их за рубеж через морской порт или автомобильным транспортом.
Да и нельзя сбрасывать со счета глубинные подземные коммуникации, которые, возможно, издревле связывали Восточную Пруссию под польской территорией с остальной частью Германии (во всяком случае подземные железнодорожные пути, ведущие к польской границе, никто так и не обследовал). После присоединения ГДР к ФРГ у лиц, знающих тайны подземелий, появилась потенциальная возможность скрытно проникать на российскую территорию.
Известно и то, что после распада СССР в районе бывшего Королевского замка активно вела раскопки, с согласия властей, немецкая экспедиция, члены которой, судя по всему, знали о подземельях и их содержимом не понаслышке. Были замечены в Калининграде и американцы, которые при помощи георадаров и других приборов пытались составлять схемы подземных сооружений и ходов.
Проблема использования древних подземелий касается и древнего города-порта Балтийска (Пилау), являющегося морскими воротами Калининграда. Здесь еще в XVII веке под проливом-каналом работал пешеходный тоннель для жителей. В последующем рядом был построен второй такой же тоннель для двустороннего движения с поперечными проходами между ними. Тоннели совершенствовались и были электрифицированы. В конце войны этот двойной тоннель был использован под госпиталь. После взрыва в одном из пролетов тоннеля была нарушена герметизация стены, и тоннель постепенно заполнился водой. Место разгермитизации тоннеля известно. Для метростроевцев и горнопроходчиков не представило бы трудностей ввести в строй этот тоннель.
А пока в дневное время через пролив по-прежнему курсирует корабль, перевозя жителей. Помимо того, под проливом имеется еще три замурованных незаводненных тоннеля. Их можно было бы размуровать и ввести в эксплуатацию. Но местные власти, видимо из-за отсутствия средств, этот вопрос не решают. Хотя вложенные средства быстро бы окупились.
Вокруг Балтийска под дном шельфовой части заливов и пролива располагаются громадные железобетонные емкости для хранения горючего с ходами сообщения для технического обслуживания. Сами емкости заполнялись горючим по централизованной трубопроводной системе. Горючее поступало из района к северу от современного города Ладушкина. Местоположение емкостей под шельфом установлено специалистами. Входы для их техобслуживания нетрудно размуровать. Можно восстановить и централизованное заполнение этих емкостей горючим по трубопроводной системе. Введение этих емкостей в эксплуатацию весьма актуально, ведь Балтийск превращается в крупный морской порт.
Еще одним интересным объектом является гора Прохладная, внутри которой находятся многоярусные складские и технические помещения с системой жизнеобеспечения и связи. Размуровка входов может быть осуществлена даже энтузиастами.
Забытые подземные сооружения в Калининграде - это десятки тысяч квадратных метров добротных помещений. Их с успехом можно использовать в интересах города (под склады, спортзалы, магазины, мастерские для художников, скульпторов, гражданскую оборону). Необходима планомерная размуровка ценнейших инженерных подземных сооружений.
via