Схема маршрута (Лодка "Братан" 460, мотор Mercury 30 ME)
31 Июля, старт
Ночная Кемь встретила дождём. Дождь шёл всю ночь, утро, день, закончился он аккурат к моменту отплытия, я вымок практически до нитки, собирая лодку и укладывая барахло.
Предательские мысли про отложить, про ... ну да может стартовать завтра, я сразу и стоически отгонял прочь ! У меня план, график, отступать нельзя, высохну потом.
Не вечен же дождь ? Я так и не наклеил номера на борта, ладно, пусть штраф, было уже параллельно. Отходил на вёслах долго, мимо бутафорского храма “Острова”, ибо видел во время полного отлива бухту, всю заполненную валунами. Некоторые были внушительных размеров, никак не хотелось налетать на них вот так, в самом начале.
Пока, Кемь, надеюсь на встречу через две недели ! По знакомой накатанной дороге полетел до Кузовов. Погода раcходилась, стало пробиваться солнушко через облака, после Пяллуд появилась небольшая но длинная пологая волна, открылись просторы, появились силуэты островов, песня, одним словом ! Наконец-то один, я и Белое море, лодка, 140 литров бензина и полная свобода !
Кузова
На Немецком кузове ждал тёплый приём Захара, местного смотрителя. Встретились как старые знакомые, чай, тепло, свежая рыба. Он поведал о поляках путешественниках, - мужа и жену, которые приехали на пару дней посмотреть острова, а живут уже третью неделю и пребывают в состоянии эйфории, не хотят ехать на Соловки. Я попросил их непременно в студию, и вот мы все вместе за одним столом. Бригида и Бартек совершенно замечательные, позитивные ребята, путешествуют на стареньком Дискавери по России далеко не в первый раз и подолгу. Их сайт
www.brygidaibartek.pl с подробным повествованием разнообразных путешествий.
Бартек Бригида и Захар, о. Немецкий Кузов
Рыбаки из Шуи Алексей и Константин, пережидали шторм на Кузовах
1 августа
Немного за полночь подходила полная вода, море успокоилось и я отчалил на Б. Жужмуй, предстояло проплыть около 35 км. Начинался август, ночи с каждым днём становились всё сумеречнее, при плотной облачности становилось ещё менее комфортно. Я немного досадовал, что видимость ниже среднего, ничего не увижу, но, как выяснилось, в этом есть свои прелести. Вот записи из дневника (я остановил лодку, чтобы насладиться тишиной):
Кузова-Жужмуй, - пологая и длинная волна метров 15 длинной, 2.07 утра, начало светать. Волна в темноте не видна, качает плавно, полная потеря ориентации в пространстве, кайф и полный восторг, никакая наркота не нужна. Жужмуя не видать, и ладно ! Мимо в сумерках пролетают “птицы небесные”. Провожая их взглядом и оценивая их лёгкий свободный полёт, приходят мысли о человеческом несовершенстве: лодка, мотор, 140 литров бенза, снаряга и одежда, без этого, увы, никак.
На полпути к о. Большой Жужмуй
На подходе к Жужмую показался огонёк. "Маяк, корабль ?" - подумал я. Оказался бакен, приличный такой, почему-то не ждал его здесь увидеть. Причём основной маяк не работал, на Ровняжьем тоже тишина.
Подчалил поближе к маяку, встал за небольшим мысом в импровизированной бухте, протиснувшись с небольшим трудом через внешнюю гряду камней. О, карбасок местный, поди маячника, встал рядом.
Стало совсем светло, дико клонило в сон, но тут вышло солнце и озарило нежными лучами тундру. Мне словно выдали свежий комлект батареек, я взбодрился и побежал снимать.
Буй на подходе к Жужмую
о. Большой Жужмуй
Маяк находится в километре с небольшим в глубине острова, к нему ведёт дорога через красивый северный лес. Дышалось легко -легко этим свежим лесным воздухом раннего утра.Маяк работает и обслуживается, но увы, всё вокруг приходит в запустение, хоз постройки выглядят заброшенными, лес активно наступает на поляну перед маяком. До маяка я добрался в районе 6 часов утра, маячник ещё спал, а я не стал без спроса подниматься на маяк, да и сил, если честно, уже и не осталось, только на обратную дорогу к лодке. У маяка я познакомился с его собакой, лаечка, очень красивая и воспитанная, провожала меня обратно.
Доковыляв до лодки, быстро поставил палатку, прямо за линией прибоя, и завалился спать. Вскоре стало конкретно лить, - как раз вовремя, подумал я, закутываясь в теплый спальник. По плану я не планировал на острове ночёвку, ибо отставал на день от графика.
---
Дорога к маяку
Сам маяк, поля, увы, заростают ..
Остатки былой жизни. Лет через 5-7, если ничего кардинально не изменится, всё заростет лесом. Аккумуляторы, увы, вместо утилизации бросают прямо в траву рядом, так же как на Топах.
Бочечки на побережье
Собакен
Приют у кромки прибоя
Дома, изучая карту поморского берега, я особо отметил для себя деревню Юково. Удалённая от дорог, гористый рельеф Медвежьих голов, - место обещало быть интересным. С послеобеденным приливом я отправился прямо к ней.
Море казалось внешне спокойным, за о. Малый Жужмуй южный ветер поднял неприятную волну прямо в лоб. Я то и дело сваливался с глиссирования, пытался идти галсами, но вскоре мне это всё надоело, в водоизмещающем режиме ползти не хотелось, и я, плюнув на все, тупо завалился на дно лодки спать. Несколько малосонных ночей до этого сказались, дико хотелось спать. Новая большая лодка давала чувство полной уверенности и безопасности, я даже не ставил плавучий якорь, предоставив её и себя полностью на усмотрение морю. Брызги иногда залетали внутрь, но это не беспокоило, я быстро отрубился под убаюкивающее покачивание волн.
Проснувшись через часок удивился, снесло недалеко. “Кайман” точно снесло бы дальше, погруженные в воду скеги явно подтормаживают, что ж, в этом есть свои плюсы ! Если вдруг выкинет за борт, возможно, будет шанс догнать лодку вплавь.
Ветер приутих, море словно уступило, - ну ладно, поколбасился маненько чудак, хватит с него, пусть летит себе дальше ! И я полетел. На полпути до Юково случился небольшой расколбас из стоячих волн, с километр примерно, прошёл на малом глиссе. На “Каймане” я бы не решился выходить днём в море, ждал бы вечера, лодка реально радует ! Иногда случаются т.н. прохваты, когда уменьшается кормовая загрузка, но перемещение дополнительных 20 литров бензина на корму решает дело.
Одного бака 25 (27) литров хватило на 97,6 км от Рабочеостровска до Юково, это просто превосходный результат, я рассчитывал изначально на 30, 35 с запасом. Впоследствии расход ещё уменьшился, я выходил на баке за сотню.
Юково оправдало мои самые лучшие ожидания. Полузабытая деревенька расположена в устье небольшой речушки. Пологие гранитные берега плавно уходят в воду, я подчалил и без проблем выкатил на него лодку. Вышедшее снова солнце быстро нагрело отполированный волнами гранит, по которому так приятно ходить босиком.
Юково. Деревня подзаросла и пообветшала , но в некольких домах ещё живут летом. Полчища комаров надёжно охраняют оставленные людьми дома, к берегу пришлось возвращаться вприпрыжку, многовато их тут. Место для стоянки и ночёвки в итоге выбрал чуть севернее, поодаль деревни на такой же пологой гранитной плите у водорослевого амбара. Надо отметить, что подобные амбары встречались впоследствии по всему побережью.
Амбар для сушки водорослей
Видимо, "грабли" для трала водорослей, прессы.
Это был один из приятнейших вечеров этой поездки, - по настоящему тёплый и тихий вечер в живописном месте. Небо озарило Гало, явно добрый знак в начале пути. Я купался и грелся, распластавшись голяком на тёплом камне, потом вечерние сумерки плавно трансформировались в малиновый закат. Сидя на раскладном стуле, расслабленно облокотившись на спинку, втыкал безмятежно во всю это красоту, попивая чаёк и не только. Передо мной моё любимое Белое Море, только я и оно, тишина и безмолвие, именно за этим я сюда и приехал.
Гало
Сам аффтар
Говорят, на Мальдивы похоже. Мне-то Белое море милее)
Незадолго до заката ко мне подошёл проходящий мимо карбас. Виктор Антипин, коренастый, по северному крепкий мужичок лет 60-ти оказался местным старожилом, всю жизнь проработавшим в море. Его прапрадед, с его слов, был одним из основателей этой деревни. Он вместе с внучкой проверял сети, рассказал, что из рыбы тут только камбала, трески нет совсем, на удочку берёт навага. Поинтересовался с удивлением:
- Почему один ? Одному то нездорово, сам частенько попадал с катером в шторм, таскаешь его, надрываешься …
Виктор поведал, что даже на карбасе можно пролезть в отлив между материком и Мягостровом, пролив, кстати, называется “Железные ворота”, весьма распространённое на БМ название. Я так понял красивое место, но увы, в итоге обошёл остов севернее. Нахваливал острова Борщовцы, про Колежму рассказал, что только по полной воде можно зайти, река мелкая и каменистая. На мой вопрос про воровство моторов (параноидально - больная моя тема) Виктор ответил:
- Чего ?? Да ну, ... у нас и не слышал никогда такого !
2 августа
Ничто на земле не проходит бесследно, или за всё надо платить.
Из дневника:
Дикая жара июля закончилась, пришли проливные дожди, сегодня ночью был настоящий тропический ливень, доводилось бывать в тропиках, потому это не преувеличение. Около часа лупило настолько сильно, что палатка прогибалась под напором воды.
Я встал, повторюсь, на пологой гранитной скале, по которой потекли ручьи. Далеко не новое дно быстро намокло, всё что сохло в палатке, а я так опрометчиво радовался вчерашнему теплому и сухому вечеру, намокло или отсырело. Меня самого спас надувной матрас, который я впервые взял с собой, его не затопило.
А ведь была мысль поставить палатку прямо в амбаре под крышей, но передумал, решив что всё вылилось за предыдущие два дня, ха-ха !
Это путешествие испытывает меня на прочность, - накануне неожиданно сломалась стойка палатки (алюминиевые трубки Easten казались мне вечными). Старенькая добрая палатка подтекает при плотном дожде, непромокаемые брюки замечательно промокают, впрочем, как и плащ. Оторванные подвязки болотников способствуют проникновению воды внутрь. После полуторачасового сбора лодки в Кеми и перетаскивания вещей под хорошим дождём, ноги внутри хлюпали. Да, беспечно я отнесся к подготовке снаряжения. Мечтаю теперь о болотниках по грудь или как их там - вейдерсах.
После ночного потопа решил немного оклематься и двинуться с послеобеденным приливом. Утром не лило, стало проясняться и я благополучно неспешно позавтракал и пообсох. Ура, в путь, на Мягостров, мыс Белужий !
Мягостров, м. Белужий, вид сверху. Приятное место, наверху мыса идеальное место для “медитации”, виды открываются на все 360, имеется лавочка для вдумчивого осмотра окрестностей.
Вид на материк
На Север
Далее проплыл между о. Голомяным и о. Длинным (Борщовцами). Забавный проливчик, течение само несло меня между островами, вода “кипела” подо мной, а я заглушил мотор и наслаждался видами. На Бережном Борщовце заметил песчаную бухту и палатку в ней, заехал поздороваться. Навстречу мне вышел высокий крупный мужчина в тельняшке и фуражке, радом с ним на шесте гордо развевался советский флаг ВМФ. “Менты, ГИМС ???” - первые мысли, ну я попал !
- Я Сергей, мы из Смоленска, вот с семейством - барышнями отдыхаем тут, давно в эти края выбираемся. Сергей по отечески проинспектировал моё техническое оснащение, я показал подробную заламинированную морскую карту, Гармин с такой же картой внутри, рацию. Он остался удовлетворённым, хотя сетовал, что тут такие волны бывают, ох ! В прежние годы выбирался на острова на собственном катере, и ему приходилось попадать во всякие передряги. Он был под впечатлением с прошлого года, рассказывал как к ним заехали пара небольших лодок - ПВХашек с пятисильными моторами. В лодках две семьи, дети, битком набиты и они еле едут. У людей ни навигации, ни карты хорошей, только один компас, причем один из моторов барахлил, а “капитаны” спорили куда им далее держать путь.
Сергей подробно рассказал о Колежме, о братьях Лёгких, что шьют карбасы, о турбазе на Голомяном Борщовце (которую я не заметил и проехал мимо), разрекламировал тамошнюю баньку. Cпасибо особое супруге Сергея, я был напоен горячим чаем и отведал прекрасных свежеиспеченных оладьев.
о-ва Борщовцы
Приближалась полная вода, я решил заскочить в саму Колежму, а после вернуться на турбазу. Навстречу поднялась средняя волна, длиной метров 5 с гребешками-барашками, лодка в аккурат проваливалась между ними, пробовал перелетать, но решил ползти в водоизмещающем, так спокойнее, скорость около 10-11 км\ч, сойдёт. В Колежму в итоге немного опоздал, начало отливать, в саму деревню не зашёл, на перекате зацепил слегка лопастью камень. Видимо транец таки высоковат, мотор не тянет в мелководном режиме, винт молотит у самой поверхности, захватывая воздух, лодка не едет, а на опущенном зацепил. В итоге прижался к берегу перед перекатом за мыском, в самом начале деревни. Прошагав по высоченной крапиве, обнаружил старый, догнивающий карбас, за него и зачалился якорем, за проломанное днище.
Вот ты и пригодился, родной, даже в таком виде.
Припарковался уже в отлив
Карбасы Колежмы
Деревянный мост
Вид с моста
Красавец карбас !!
Путь обратно
Воткнутые вехи-березки обозначают фарватер в устье.
Продолжение:
https://olegsenov.livejournal.com/1244.html