Решение Европейского суда по правам человека, в котором признано частичное нарушение прав экс-мэра Махачкалы Саида Амирова из-за его содержания под стражей, вступило в законную силу.
Как рассказал адвокат Владимир Постанюк, в июле 2014 года Саид Амиров был приговорен к 10 годам по делу о подготовке теракта. Он своей вины не признал.
В ноябре ЕСПЧ, рассмотрев жалобу защиты экс-мэра о незаконности избрания ему меры заключения в виде содержания под стражей, признал, что Российская Федерация нарушила ст.3 Конвенции о защите прав человека (запрет пыток), и обязал выплатить 15 тысяч евро компенсации. Российская сторона обжаловала это решение в Большой палате ЕСПЧ, которая, в свою очередь, отказала в пересмотре.
Таким образом, решение теперь окончательное и вступило в законную силу, информировал в интервью Владимир Постанюк 12 мая 2015 года в коридоре Северо-Кавказского окружного военного суда.
Click to view
На своем официальном сайте Европейский суд по правам человека в Постановлении по делу №51857/13 "Амиров против России" пришел к выводу, что следует:
- признать, что в нарушение статьи 34 Конвенции Россия не выполнила обеспечительные меры, примененные ЕСПЧ 16 августа 2013 года в соответствии с Правилом 39 Регламента, согласно которым власти государства-ответчика должны были немедленно провести независимое медицинское обследование заявителя с целью установления того, соответствовало ли лечение, получаемое им в период нахождения под стражей, состоянию его здоровья, совместимы ли с этим состоянием условия, в которых он содержится, и требуется ли помещение заявителя в больницу. В ответ на эти меры власти представили два документа, подготовленных 17 июля и 17 августа 2013 года врачами больницы N 20, в которых не содержалось ответов на вопросы ЕСПЧ и которые фактически ограничивались ответом на вопрос о том, страдает ли заявитель заболеваниями, входящими в Перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 14 января 2011 года N 3. Вместе с этим власти представили подготовленные ими самостоятельно - а не независимыми медицинскими работниками - ответы на поставленные ЕСПЧ вопросы. Страсбургский Суд 29 августа 2013 года напомнил властям о том, что приняты обеспечительные меры, неисполнение которых может привести к выводу о нарушении статьи 34 Конвенции. Однако в ответ был получен лишь перевод на английский язык данных ранее ответов властей на вопросы ЕСПЧ;
- признать нарушение статьи 3 Конвенции в связи с бесчеловечным и унижающим достоинство обращением с прикованным к инвалидной коляске заявителем, страдающим параличом нижних конечностей, а также большим числом заболеваний, влияющих на его нервную, мочевыделительную, мышечную и эндокринную системы, оставленным без жизненно необходимого лечения, без должного ухода и медицинского наблюдения, без тщательной оценки его состояния и адекватной диагностики все увеличивающегося числа проблем со здоровьем, в отношении которого медицинские сотрудники мест содержания под стражей не следовали рекомендациям медиков, к которым обращался заявитель, что было усугублено его содержанием в нестерильных и антисанитарных условиях и созданием тем самым дополнительного риска, принимая во внимание нагрузки на иммунную систему;
признать, что не было допущено нарушения пункта 3 статьи 5 Конвенции;
- присудить справедливую компенсацию морального вреда в размере 15000 евро и издержек в размере 850 евро (компенсация должна быть выплачена в течение трех месяцев со дня вступления Постановления в силу; за все время просрочки выплаты, если таковая будет иметь место, также должны быть выплачены проценты в размере, равном предельной ставке рефинансирования Европейского центрального банка, применяемой в период просрочки, плюс три процентных пункта).