Их девиз: «Слышу, вижу, управляю»

Jan 09, 2018 14:48


Их девиз: «Слышу, вижу, управляю». Солдаты России - Виртуальная фотовыставка Олега Пчелова

В свою бытность службы военным корреспондентом довелось объездить практически весь Северо-Кавказский регион и познакомиться с замечательными людьми уникальных армейских профессий. Об одной из таких встреч и пойдет ниже рассказ.



Северный Кавказ - регион неспокойный. Особенно это касается Чеченской Республики, Дагестана и Ингушетии, где еще гнездятся в отдаленных горных районах разрозненные группы боевиков и откуда они совершают свои смертоносные вылазки. Их поиском и уничтожением занимаются спецподразделения. Практически ни одна операция не обходится без применения авиации. А корректируют действия летчиков так называемые ПАНы.
Это сокращенное наименование послужило как-то поводом для курьеза. В одной из командировок ПАНы остановились в офицерском общежитии Моздокского авиагарнизона - ждали дальнейших распоряжений командования.
Администрация общежития сориентировалась моментально: «ПАН - значит поляк». И прошелся тут же по военному городку слух, мол, делегация поляков приехала погостить к авиаторам. Но ребята не стали разубеждать бдительных женщин - такая путаница им только на руку, афишировать свое предназначение ни к чему.

Аббревиатура «ПАН» расшифровывается как передовой авианаводчик или иными словами - офицер боевого управления. Суть их службы весьма точно отражена в нескольких словах, начертанных на эмблеме части: «Слышу, вижу, управляю».



Офицеры-авианаводчики отчаянные ребята. Они, рискуя собой, всегда в гуще событий, на переднем крае вместе с разведчиками, спецназом или мотострелками. Порой от профессионализма ПАНа зависит успех выполнения операции и жизнь людей.



Воинская часть, «под крышей» которой объединены все ПАНы Северо-Кавказского объединения ВВС и ПВО, единственная такого рода в южном регионе. Эта уникальная часть называется Центром боевого управления (ЦБУ) и взаимодействия авиации объединения ВВС и ПВО с сухопутными войсками. Специалисты ЦБУ также предназначены для обеспечения безопасности воздушного движения, управления экипажами, ведущими поисково-спасательные работы. Адрес их командировок неизменен - «горячие» точки Юга России. Там они, рискуя своей жизнью, выполняют свою миссию - наводят авиацию на наземные цели: группы боевиков и их базы.

Дислоцируется ЦБУ на окраине одного из донских населенных пунктов. Местные жители и не подозревают, что по соседству за обычным бетонным забором расположено одно из самых засекреченных подразделений Военно-Воздушных Сил России.



По словам одного из офицеров из руководства ЦБУ (имена действующих офицеров боевого управления всуе называть не рекомендуется), авиация без специалистов ЦБУ действовать не может.
Во всех крупномасштабных учениях, которые проводятся на территории военного округа, в том числе и в мероприятиях под кодовым названием «Кавказ», непременно принимают участие и специалисты ЦБУ. Прямо на передовой разворачиваются пункты управления авиационных наводчиков. Отсюда будет наводиться на «вражеские» позиции штурмовая авиация, которая призвана поддерживать своим огнем сухопутные войска на переднем крае.



Специалисты ЦБУ указывают летчикам, куда именно наносить удар по противнику в полосе общевойсковой и десантной армии или армейского корпуса. Таким образом, от авианаводчиков зависит эффективность применения авиации на территории в несколько сотен километров.
ЦБУ поддерживает взаимодействие фронтовой и армейской авиации с сухопутными войсками, зенитно-ракетными частями и артиллерией на поле боя. Зона ответственности огромна - юго-западное стратегическое направление.

Целеуказание может осуществляться через космические спутники, но это в идеале. Со спутниками связываются при помощи спецмашины, созданной на базе бронетранспортера БТР-80. Таких машин в Вооруженных Силах России раз-два и обчелся. Одна - в южном регионе, а вторая - на другом краю нашей страны (точнее нельзя - военная тайна). Подобная техника предназначена для работы в крупномасштабных операциях. Но она не простаивает - ее используют во время учений и тренировок.
ПАНы же во время командировок используют традиционный компас, карту и обычную рацию времен Афгана (пожелание от ПАНов - хотелось бы заменить «заплечную» тяжеловесную радиостанцию на «карманную» - легкую и компактную).



Сегодня есть скептики, утверждающие, что в условиях современного боя отпадает надобность в авианаводчиках, работающих визуально на передовых позициях. Высокоточное оружие, мол, само находит цели. Так оно так. Но в центре боевого управления принято досконально все перепроверять. Компьютер выдал координаты цели, а эти данные все равно перепроверяют. Ошибок быть не должно.

Здесь больше доверяют простому и в то же время безотказному компасу, офицерской линейке и карте. Самый простой вариант - он самый надежный. Тем более, что в большинстве случаев ПАНам приходится работать в локальных операциях, где они действуют в соответствии со своим девизом: «Слышу, вижу, управляю».



С экранов телевизоров периодически слышны авторитетные рассуждения об универсальности высокоточного оружия, находящегося на балансе армий различных стран, в том числе и в России. Но применение этого так называемого высокоточного оружия зачастую целесообразно лишь в каких-либо глобально-крупномасштабных вооруженных конфликтах. Например, таким оружием могут быть оборудованы самолеты. А на вертолетах, имеющихся сегодня на вооружении нашей армии, такие средства применения не предусмотрены.

А в реалиях современных локальных конфликтов, где противник находится в пределах прямой видимости, главенствующую роль продолжает играть человеческий фактор. Поэтому и сохраняется необходимость в таких специалистах как передовые авианаводчики.
Главная задача авианаводчика в подобных случаях - выдать летчику максимально информации о цели, по которой будет нанесен удар. «Пан» обязан изучить обстановку и очень четко определиться с характерными ориентирами на местности. Работают по наведению голосом и корректируют огонь при помощи старых добрых полковых радиостанций.



Способов наведения на цель не так много и они обычно применяются в комплексе.
Первый способ наведения - по координатам. У офицера-авианаводчика всегда под рукой в планшете точно такая же карта местности, как и у летчиков. Определяются координаты цели, по которым и наносится авиаудар.
Следующий прием наведения - классический, по ориентирам. Участок предварительно описывается и создаётся перечень характерных ориентиров. Например, ориентиром номер один может служить отдельно стоящий дуб, следующий - водонапорная башня или стог сена на поляне и т.п.
«Десятый, я седьмой! Видишь одиноко стоящий дуб?... Влево двадцать…» - вот примерно так идет взаимодействие между авианаводчиком и командиром воздушного судна.
Еще целеуказания производятся очередями трассеров или пуском в сторону цели разноцветных сигнальных ракет, комбинация которых обговаривается-согласовывается заранее. Например, одна зеленая и три красных ракеты по цели, по которой надо нанести удар.



При радионаведении на цель, ПАН выдает команды атакующей группе по радио. При этом не возбраняется сообщать ориентиры и периодически посылать в сторону цели очереди трассеров.
Артиллерийское наведение - это когда из тактической глубины, с закрытой позиции гаубица или миномёт по заданным ПАНом координатам закидывает несколько дымовых зарядов, ориентируясь на которые и отрабатывает авиагруппа.
Есть еще и такой способ - лазерная подсветка цели, которая проводится наземной командой. Но этот способ особо не распространен.
Более сложным процессом считается наведение реактивной ударной авиации - здесь надо определить курс самолета и выдавать данные относительно него.
Но в любом случае должно соблюдаться правило: авианаводчику себя не рекомендуется обозначать, ибо на такую цель как ПАН - боеприпасов противник не экономит.



И еще один совет от опытных офицеров ЦБУ - нельзя ничем выделяться на фоне других военнослужащих, следует снять летную куртку, эмблемы-кокарды и переодеться в общевойсковую форму. Почему-то вражеские снайпера увидев в перекрестие оптического прицела снайперской винтовки авиационную атрибутику, сильно возбуждаются и при этом норовят нажать на спусковой крючок…



Центр боевого управления Северо-Кавказского объединения ВВС и ПВО небольшая воинская часть, но со дня своего образования в 1999 году личный состав ЦБУ успел сделать немало.
Например, за время первой и второй чеченских кампаний офицерами боевого управления было выполнено более десяти тысяч наведений самолетов и вертолетов на наземные объекты противника.
Общая продолжительность участия личного состава этого ЦБУ в контртеррористической операции составила 7294 дня, из них 5937 дней отработали офицеры в качестве передовых авианаводчиков.
Военнослужащие Центра принимали непосредственное участие в специальных операциях по взятию населенных пунктов Чеченской Республики: Грозный, Бамут, Шали, Урус-Мартан, Ведено, Самашки и др. Авианаводчики также участвовали и в спецоперациях по уничтожению бандформирований на территории Ингушетии и Дагестана.



Авиационные наводчики существовали в Российской армии и раньше. Такие специалисты успешно выполняли задачи во время боевых действий в Афганистане.
Офицер боевого управления должен осуществлять наведение самолетной и вертолетной техники на воздушные и наземные цели с помощью радиолокационных средств. В условиях специфики войны в Афганистане для успешных действий наземных частей была крайне необходима помощь авиации. Из числа офицеров боевого управления формировались группы боевого управления, которые находились непосредственно в боевых порядках мотострелковых подразделений и осуществляли боевое применение авиации для их поддержки.



Задача передового авианаводчика и в те времена была стандартная - вызов авиации и корректировка огня. Практически все операции в Афганистане проходили при участии авиации. Перед выходом мотострелковых подразделений первоначально шла «обработка» местности. Боевые вертолеты и самолеты наносили бомбовые или пушечные удары по намеченному району действий. Только после этого шла пехота, блокировала местность и осуществляла ее прочесывание. Если подразделения наталкивались на сильное сопротивление противника или не могли с ходу овладеть каким-либо укрепрайоном, вызывалась авиация. Авианаводчик скрытно выдвигался практически в расположение душманов, определял места их сосредоточения, следил за передвижениями и по рации вызывал авиацию с указанием точных координат для нанесения ударов. При необходимости авиация вызывалась повторно. После нанесения авиаударов мотострелковые подразделения шли на «зачистку».

«Духи», которые постоянно несли большие потери в результате нанесения авиаударов, «охотились» на авианаводчиков. Жизнь ПАНов имела свою цену и по душманскому прейскуранту эта цифра доходила до ста тысяч долларов. Не все авианаводчики возвращались из боя. Процент их гибели в Афганистане был достаточно велик…
Нагрузка на авианаводчиков приходилась огромная. Они были постоянно задействованы на боевых операциях. Иногда отдыха между операциями не было вовсе или составлял всего лишь 1-2 дня.
На операции выходили при получении разведданных о месте дислокации бандформирований. Это могли быть и горы, и «зеленка». Выдвигались либо на бронетехнике, либо забрасывались «вертушками».
С собой, кроме личного оружия и боевого снаряжения (автомат, пистолет, сумка с запасными магазинами, ракетница, сигнальные ракеты…), авианаводчику приходилось тащить на себе в обязательном порядке рацию Р-809М (28 кг) с запасным аккумулятором (10 кг). Бронежилеты зачастую не одевали - лишняя тяжесть. Да и защищали они весьма условно - пуля из винтовки запросто пробивала эти броники насквозь.

Вот только малая толика фамилий офицеров-авианаводчиков, которые воевали в Афганистане: Вадик Лебедев (посмертно удостоен ордена Ленина), Сергей Дроздов, Владимир Воюшин, Александр Лялюк, Вячеслав Вершинин, Алексей Братилев, Александр Плотников, Геннадий Коробов, Сергей Волчков, Олег Григорян, Илья Чуприн, Юрий Полищук, Владимир Бородин, Андрей Брыль, Игорь Александров, Сергей Замниус…

Как протекали афганские будни авианаводчиков можно узнать, заглянув в личное дело любого из офицеров боевого управления. Вот, например, выписка из личного дела офицера Сергея Дроздова: «...Является специалистом 1-го класса. Быстро ориентируется в сложившейся боевой обстановке, уверенно управляет экипажами над полем боя, сохраняя выдержку и спокойствие.
Участвовал в 10-ти операциях по уничтожению бандформирований мятежников.
20 июня 1985г. в составе танкового полка участвовал в блокировании н.п. Сиавушан в провинции Гильменд. Умело наводил фронтовую и армейскую авиацию на огневые точки мятежников, где было уничтожено около 30 мятежников, захвачено более 150 единиц стрелкового оружия, большое количество боеприпасов к ним, противотанковые и противопехотные мины.
10 июля 1985 г., находясь в составе мотострелкового батальона, участвовал в прочесывании ущелья Бачи-Кучак в 20 км южнее г. Шинданд. Грамотным управлением армейской авиацией обеспечил безопасное занятие высот батальоном. Были уничтожены 3 активные огневые точки мятежников.
25 июля 1985 г. стажировался в качестве начальника группы боевого управления в г. Герат. Уверенно управлял экипажами, своевременно обеспечил авиационную поддержку сухопутных войск. По результатам действия фронтовой и армейской авиации было уничтожено около 90 мятежников и более 160 ранено.
22 августа 1985 г., при проведении операции в 20 км северо-восточнее г. Чагчаран в провинции Гур, находясь в составе разведроты, при прочесывании ущелья встретили сильное сопротивление со стороны мятежников из ДШК и безоткатных орудий. Под управлением старшего лейтенанта Дроздова дважды были нанесены бомбоштурмовые удары. В сумерках группа попала под прицельный огонь душманов. Во время боя получил тяжелое ранение в обе ноги. Поле боя не покинул, управлял авиацией, пока не был эвакуирован в госпиталь.
Вывод: достоин награждения орденом Красного Знамени».



После вывода наших войск из Афгана необходимость «в услугах» ПАНов отпала и с подачи каких-то чиновников с большими звездами офицеры боевого управления, имеющие уникальный боевой опыт, канули в лету. Их опыт как тогда кому-то показалось, уж боле не пригодится.
К началу первой чеченской кампании в войсках практически уже не осталось спецов, способных координировать действия армейских подразделений и авиации. Как следствие - невосполнимые людские потери.

Тяжелый урок не прошел даром. В декабре1999 года в Северо-Кавказском авиационном объединении было создано особое подразделение для обучения авианаводчиков. Их готовили специально для Чечни.
В процессе возрождения института авианаводчиков было немало объективных трудностей, которые явились прямым следствием ликвидации ПАНов «как класса» после Афганской войны.
Было и такое, что офицеры боевого управления из частей в зону боевых действий прибывали неэкипированными из-за отсутствия в ВВС нормативных документов по экипировке авианаводчиков специальными средствами, необходимыми для обеспечения боевой работы ПАНов (не предусмотрены автоматы, бронежилеты, спальные мешки, камуфлированное обмундирование и т.д.).
Но, несмотря на это офицеры боевого управления всегда находились на переднем крае и воевали плечом к плечу с общевойсковыми командирами, приобретая боевой опыт.
И вскоре результат не замедлил сказаться - эффективность действий федеральных сил реально возросла в разы.

В настоящее время центры боевого управления имеются при каждом объединении ВВС и ПВО. Однако основным все же остается ЦБУ 4-й армии ВВС и ПВО, дислоцированный в Северо-Кавказском регионе. Авианаводчики из других авиационных объединений приезжают сюда перенимать боевой опыт. Только здесь можно приобрести навыки ведения реального, а не учебного боя.
Работают ребята из авиационного спецназа всегда на переднем крае, зачастую под огнем противника. За успешное выполнение боевых задач и проявленное при этом мужество и отвагу 32 военнослужащих этого Центра награждены государственными наградами.
- В 1999 году, во время боев за Грозный, мы входили в город вместе с группой внутренних войск, - делится воспоминаниями майор, имеющий позывной Шрек. - Одного из наших офицеров (позывной Грач) тяжело ранил снайпер. Его затащили в укрытие для оказания первой медпомощи. Несмотря на серьезное ранение, Грач продолжал наводить авиацию на здания, где засели боевики. Его наградили орденом Мужества.
Самого Шрека знает (по голосу, а не в лицо - перед фотокамерой он в маске), наверное, вся Чечня - и наши военные, и боевики. ПАН работает под этим позывным ни один год. Засекреченность авиационных спецназовцев понятна - боевики каждому из них назначили свою цену…

Офицер наведения капитан Александр Кирьянов находился в боевых порядках 81-го мотострелкового полка. Полк вошел в Грозный. Колонна бронетехники двигалась по улице Орджоникидзе. Впереди колонны на броне БМП ехал Кирьянов и несколько офицеров управления полка. Внутри бронемашины находился командир полка полковник Алексей Ярославцев. В тот момент, когда он высунулся из люка, Кирьянов заметил целящегося из гранатомета чеченца, оттолкнул командира и прикрыл его своим телом. Ярославцев получил многочисленные ранения и в тяжелом состоянии был доставлен в госпиталь. Авианаводчик капитан Александр Кирьянов погиб на месте. Посмертно представлен к званию Героя Российской Федерации.

Помимо организации авиационной огневой поддержки авианаводчики выполняют и другие задачи. Офицеры ЦБУ занимаются и эвакуацией раненых, и подбором штурмовых групп, и десантированием, и разведывательно-поисковой деятельностью.
- Однажды морпехи в горах попали в засаду, - продолжает свой рассказ Шрек. - Шли они по низу, а боевики засели над ними. Начался обстрел - головы не поднимешь. Дело могло совсем плохо закончиться, не будь с морпехами наш человек. Он связался по рации со своими и вызвал авиацию. Когда вертушки подлетели, он координировал их действия. МИ-24 открыли шквальный огонь по бандитам, а МИ-8 - пошли на посадку. Для вертолетчиков садиться в ущелье под прямым огнем - миссия не из приятных. В этом случае вертолет-эвакуатор превращается в легкую мишень. Но у вертолетчиков нервы крепкие, всех вывезли…

…13 декабря 1999 года в районе Аргунского ущелья ракетой был сбит самолет командира «грачей» - штурмового авиаполка, дислоцировавшегося в Буденновске, - Героя России Сергея Борисюка. Это за его голову еще во время первой чеченской войны Джохар Дудаев назначил награду в сто тысяч долларов. Опытный летчик недотянул до расположения федералов всего 18 километров. Он катапультировался и приземлился на самую вершину сопки, где укрепились боевики. Из-за сильного тумана те не заметили спускающегося парашютиста.
Координацией передвижений федеральных войск и действий авиации занимались офицеры боевого управления. Среди них был и авианаводчик Владимир Спиридонов (в 2006 году майор Спиридонов уволился в запас. Удостоен ряда государственных наград, среди которых медаль Нестерова и медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени).

Авианаводчики получали информацию из командного пункта армейской авиации. На основании этих данных выводили вертолеты на обнаруженные наземные цели противника для их поражения.
В то же утро, 13 декабря, первым на выручку знаменитого летчика-штурмовика пошел поисково-спасательный борт. Через некоторое время стало известно, что и его подбили. Затем на поиски Борисюка ушла группа Героя Советского Союза Николая Майданова. Из Моздока также были направлены дополнительные силы для операции - несколько вертолетов и самолетов штурмовой авиации.
Через несколько часов вернулась вся изрешеченная и без радиосвязи машина Майданова. Как выяснилось, Борисюк на несколько секунд вышел в эфир и передал своим, что он жив. К этому времени сигнал от его аварийной радиостанции «Комар» уже засекли. Из Старых Атагов на спасение поднялись в воздух два вертолета Ми-24 и один Ми-8. Бандиты устроили засаду: пропустили вперед «двадцатьчетверки» и расстреляли более безобидную «восьмерку». Опытнейший пилот каким-то чудом удерживал подбитую машину в воздухе, противясь закону притяжения земли. Посадка все же оказалась жесткой, но никто из десяти бывших на борту спецназовцев не пострадал. Они приняли бой с бандитами, а через полчаса им на помощь подоспели их коллеги.

Очередная попытка оказалась более успешной. Под непрерывным огнем Борисюка при помощи сброшенного троса подняла на свой борт одна из «вертушек», зависшая над сопкой. Затем летчика доставили в Моздок.
По словам участников тех событий шесть вертолетов были подбиты и один потерян безвозвратно. Вертолет Майданова походил на решето, из дыр в баке хлестал керосин, но он все-таки дотянул до вертолетной площадки, оборудованной федералами вблизи чеченского селения Закан-Юрт. Здесь течь бака устранили, поставив латки из подручных материалов, чтобы винтокрылая машина смогла долететь до ближайшего аэродрома.

13 декабря 1999 года остался в памяти очевидцев «черным понедельником» - из-за ряда трагических событий, происшедших в этот во время контртеррористической операции в Чечне…
…Время от времени авианаводчиков привлекают для выполнения спецопераций. Подробности не разглашаются. Например, в декабре 2003 года один из ПАНов, позывной Швед, в составе спецназа обеспечивал поддержку авиации во время уничтожения Гелаева - одного из главарей чеченских бандитов.

Солидный послужной список и у офицера с позывным Бардак. Он тоже поделился своими воспоминаниями.
В одной из командировок Бардак вместе с армейским спецназом в дневное время прочесывал местность для установления местонахождения боевиков. А ночью для этой же цели использовались вертолеты с тепловизорами, легко обнаруживающие теплоконтрастные цели. Здесь задача авианаводчика скоординировать действия авиации и артиллеристов, чтобы в сектор обстрела не зашли вертушки.
- В ходе выполнения операции мы указываем авиации, куда следует нанести удар, - рассказывает Бардак. В воздухе, во время крупных операций, постоянно находится несколько бортов - бомбардировщиков, штурмовиков, вертолетов. Их необходимо грамотно «разрулить» - чтобы не мешали друг другу. Как только уводим «вертушки» в сторону начинают свое дело самолеты. СУ-25 работают визуально, по ориентирам, что мы им сообщаем. «Бомберы» СУ-24, соблюдая радиомолчание, отрабатывают по координатам, полученным от нас. Затем вновь возвращаются на аэродром для загрузки боевой зарядки. Какой тип бомб следует применять в данный момент - опять же мы рекомендуем.
- В той командировке ночевали в горах прямо на снегу - спальные мешки с собой не брали, - продолжает свою историю офицер.- Нашими проводниками выступали чеченские бойцы из полка Кадырова. Мне они тогда жизнь спасли. Я шел сразу за проводником. И тут он говорит: «На камень не наступай - мина». Идем дальше - «между деревьями не проходи - растяжка». Как он только увидел? Я бы точно нарвался…

Сейчас обстановка в той же Чечне нормализовалась и боевой работы у авиационного спецназа поубавилось. Армейские колонны уже не ходят с воздушным сопровождением, хотя вертолеты стоят на дежурстве в определенной степени готовности.
В повседневной деятельности личный состав Центра боевого управления Северо-Кавказского авиационного объединения несет дежурство на командном пункте, занимается боевой подготовкой, совершенствует свои профессиональные навыки, принимает участие в тактических батальонных и полковых учениях мотострелковых войск Северо-Кавказского военного округа.

Олег Пчелов.
Фото автора.

история, солдат, авианаводчик, споттинг, ПВО, ВВС, СКВО, самолет, спецназ, армия, пан, ЮВО, офицер, вертолет, война, фоторепортер, медиа-ас, секрет, тайна, авиация, Россия, позывной

Previous post Next post
Up