Запас карман не тянет или Неприкосновенный Запас (НЗ) России

Dec 21, 2017 20:18



Государственный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей и составляет имущество казны Российской Федерации.



Государственный резерв предназначен для:
обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации;
обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
оказания государственной поддержки различным отраслям экономики, организациям, субъектам Российской Федерации в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, продовольствия в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке;
оказания гуманитарной помощи;
оказания регулирующего воздействия на рынок.

В 2011 году система государственного материального резерва Российской Федерации отметила свое 80-летие.
17 октября 1931 года впервые был создан специализированный орган, объединивший в себе основные функции управления государственными резервами - Комитет резервов при Совете Труда и Обороны.
За прошедшие годы менялись названия и статус органов управления, система государственного резерва многократно перестраивалась, но всегда оставалась единой и играла важнейшую роль в обеспечении национальной безопасности государства и создании условий для успешного экономического роста.



ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

XV век - Создание на Руси материальных запасов целевого общегосударственного назначения
Во время правления Ивана III (1462-1505) были созданы общегосударственные материальные запасы, прежде всего оборонного назначения. Впервые в русской истории установлены перечень и нормы накопления запасов, а также порядок поддержания их качественной и количественной сохранности: «запасы создавать, дабы возможность была выдержать осаду в течение трех лет и ежегодно одну треть освежать». По велению Ивана III основаны постоянные правительственные учреждения, названные впоследствии приказами. Один из таких приказов, получивший название Житного, занимался заготовкой и хранением хлебных запасов. Чтобы смягчить губительные последствия частых неурожаев, во всех городах Великого княжества учреждены магазины для хранения запасов хлеба.

XVI-XVII вв. - Учреждение особых денежных и хлебных приказов по сбору продовольственных запасов для военных целей
Образование единого российского государства с центральным административным аппаратом и единым войском выдвинуло задачу создания централизованной системы снабжения войска и увеличения государственных запасов продовольствия и вооружения.
С конца XVI в. хранение и выдачу казенного хлеба армии осуществляли созданные во всех городах житные дворы - местные государственные учреждения в системе Житного приказа. Государственным хлебным запасам велся строгий учет, они были неприкосновенны и могли расходоваться только по распоряжению из столицы.
Правительственные акты этого времени содержат многочисленные указания о том, как сохранять запасы продовольствия. В «Наказной памяти о хранении хлебных запасов», посланной в 1629 году царем и великим князем всея Руси Михаилом Федоровичем Романовым оскольскому воеводе Даниле Яблочкову, говорится: «А к житницам и хлебным запасам береженье держать великое, чтобы житницы были укрыты, а в житницах наши хлебные запасы ничем не испортились, и потери б хлебным запасам однолично никакие не было».

1700-1725 гг. - Создание Провиантского приказа - центрального органа управления государственными продовольственными запасами, завершившее построение в России системы государственных резервов
Правление Петра I вошло в историю российского государства как эпоха масштабных преобразований. К этому времени относится и возникновение единой системы государственных запасов, охватывавшей не только продовольствие, но в дальнейшем и запасы для зарождавшейся промышленности.

18 февраля 1700 г. был учрежден Провиантский приказ, обязанностью которого стало создание государственных запасов продовольствия для армии. Это позволило ввести рекрутскую повинность и создать регулярную армию, которая находилась на полном государственном обеспечении.
К концу правления Петра I был разработан и сформулирован принципиально новый подход к решению проблемы обеспечения населения продовольствием - направлять усилия властей не на борьбу с последствиями кризиса, а на предупреждение проявлений «народной нужды». В 1723 году Петр I предписал создать специальное подразделение Камер-коллегии, которое должно было контролировать продовольственную ситуацию в стране. Однако идея создания государственных запасов для населения не была полностью реализована ни при Петре I, ни при его преемниках, хотя к ней неоднократно возвращались и в XVIII, и в XIX вв.

1797-1839 гг. - Издание свода правительственных постановлений и законов, регламентирующих создание постоянных запасов для снабжения армии и гражданского населения
Первым законодательным актом Павла I, касавшимся управления государственными запасами, стало «Учреждение об императорской фамилии» 1797 года, предусматривавшее создание запасных магазинов в поселениях удельных крестьян «для предотвращения могущаго случиться от недорода хлеба недостатка». В 1799 году Павел I повелел создавать хлебные запасные магазины также в казенных и владельческих селениях.
В начале царствования Александра I была проведена реформа системы центральных государственных органов. В состав основанного в 1802 году Министерства военно-сухопутных сил вошли все учреждения, отвечавшие за снабжение и создание запасов для армии: Провиантская, Комиссариатская, Артиллерийская и Инженерная экспедиции.
В рамках Министерства внутренних дел в 1802 году начала работать Первая экспедиция, в функции которой входило обеспечение податного населения хлебом в неурожайные годы. Заведование продовольственной частью в каждой губернии возлагалось на Комиссии народного продовольствия. С 1822 года губерниям предоставляется право самим выбирать средство борьбы с неурожаем - создавать денежный капитал или запасы в зерне. В результате в 12 губерниях были учреждены денежные капиталы, а в 40 - запасные магазины с хлебом. Однако принятые меры не спасли население от голода в 1833 году.
В 1834 году при Николае Iбыло издано «Положение о запасах для пособия в продовольствии», в котором вновь было предписано ввести во всех губерниях запасные хлебные магазины и одновременно создать продовольственные денежные капиталы.
В 1838-1839 гг. Николаем I издается «Свод военных постановлений», которым на Провиантский департамент возлагается снабжение армии продовольствием, создание запасов продовольствия, постройка запасных магазинов, а также сбор сведений об урожае и ценах на хлеб.

1931 год - Учреждение Комитета резервов при Совете Труда и Обороны
Постановлением Совнаркома СССР от 17 октября 1931 г. создан специализированный орган, объединивший в себе основные функции управления государственными резервами, - Комитет резервов при Совете Труда и Обороны (Комитет резервов). В ведение Комитета резервов были переданы все мобилизационные запасы, находившиеся в разных учреждениях и на предприятиях, а также мобилизационный и государственный хлебные фонды, ранее находившиеся под управлением Народного комиссариата по снабжению. На Комитет резервов, отделы и инспекции при уполномоченных НКВД на местах был возложен учет запасов и контроль за их расходованием строго в пределах утвержденного правительством плана.
В 1931 году была утверждена номенклатура резервов по стратегическим материалам отечественного производства из 11 наименований, по импортным товарам - из 68.

23 ноября 2016 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным подписан Указ №620 о передаче руководства деятельностью Федерального агентства по государственным резервам Правительству Российской Федерации. Этим же указом Росрезерву переданы функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере управления государственным материальным резервом, которые ранее были закреплены за Министерством экономического развития Российской Федерации.
Система госрезерва обеспечивает снабжение необходимыми товарами и материалами неотложных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф на территории Российской Федерации. За счет ресурсов государственного материального резерва за последние 10  лет проведено 82 акции по оказанию гуманитарной помощи 40  государствам.
Например, только в 2014 году продовольствие и товары первой необходимости из государственного резерва получили пострадавшие от военных действий жители Афганистана, Сирии, сирийские беженцы на территории стран Ближнего Востока. Природные катаклизмы потребовали отправки помощи в Китай, Сербию, Боснию и Герцеговину. Всего за рубеж в 2014 году было отправлено 567 тонн грузов на сумму более 187 млн рублей.

Сегодня в Москве работает единственный в мире Институт проблем хранения, который занимается вопросами сбережения продовольствия и других продуктов.
Оказалось, некоторые российские технологии позволяют хранить продукты десятилетиями, при этом они совершенно не теряют своих гастрономических и энергетических свойств. Правда, эти наработки нужны скорее для подстраховки - продукты на складах хранятся строго положенное время. Просрочка не допускается.
Хранить такой огромный объем, чтобы он не пропал и использовался эффективно, - непростая задача. Поэтому кадры - это особая гордость службы.
Так сложилось, что на комбинатах Росрезерва в основном работают целыми семьями, по нескольку поколений. Почему так происходит, сами работники службы не говорят. Наверное, это связано с повышенной секретностью: если бабушки и дедушки, а также родители всю жизнь проработали в этой системе и показали себя самым лучшим образом, наверное, и своих детей они научат хранить секреты.
Известно лишь, что есть такие династии, у которых совокупный трудовой стаж превышает 180 лет. У большинства сотрудников - одна запись в трудовой книжке.





Фото Росрезерва>

история, ЮВО, неприкосновенный запас, закрома Родины, склад, запас, Росрезерв, НЗ, Россия, секретность, армия

Previous post Next post
Up