Русские - они есть

Oct 21, 2011 11:20


Кто такие "мы" и как с ними бороться

В сети есть такие вот размышления Тамары Эйдельман
http://www.neuch.ru/referat/90319.html

...За многие годы работы в школе я не раз обращала внимание на некоторые особенности употребления моими учениками двух вполне безобидных личных местоимений множественного числа, «мы» и «они». Не скрою, смысл, который они подчас придают этим словам, внушает мне серьезную тревогу. Предлагаю читателю вместе попробовать разобраться в том, кто же для наших детей - «мы» и кто - «они»?
Вот характерный пример, известный всем учителям. Рассказывая о любой войне, в которой принимала участие Россия, ребята почти всегда употребляют местоимение «мы»: мы разбили немцев под Сталинградом, мы победили Наполеона, мы разбили шведов под Полтавой… Это, во всяком случае, хоть как-то можно объяснить, а вот что означают слова «мы победили Шамиля», «мы присоединили Казань», «мы разбили татар на Куликовом поле»? И уж совсем поразительно: «мы разбили хазарский каганат», «мы торговали с варягами»… Замятин, да и только.
В воображении ребят по просторам России-матушки во все времена и эпохи маршируют эти загадочные «мы». В разные времена «мы» - то поляне, то подданные Московского княжества, то жители нынешней Центральной России - в отличие от жителей Поволжья… И вот что интересно - в учебниках, которые главным образом и формируют такое восприятие, так никогда не пишут. Там все изложено аккуратно: не «мы» воюем, а восточные славяне, или князь Святослав, или московское войско, или армия Петра Первого. Но почему-то мои ученики абсолютно уверены, что все эти сражающиеся люди, многие из которых при ближайшем знакомстве показались бы им не просто странными, но совершенно чужими, на самом деле все равно - мы...

Желающие могут и дальше читать рассуждения на тему "Кто такие "мы" и как с ними бороться", но меня по итогам чтения первых абзацев этого текстапосетили две мысли:

-почему когда школьник говорит "мы" про полки Дмитрия Донского, это интеллигентного учителя настораживает, а когда его коллега интеллигентный журналист пишет "наше правительство никуда не годится", "наша промышленная продукция - дрянь", "мы не умеем нормально работать" и т.п., - это учителя не смущает?

-как не выжигали последний век коллективно-историческую самоидентификацию народа, она все-таки вертится жива! и это внушает надежду. Хотя одновременно это же свойство массового сознания дает возможности для многочисленных психолого-публицистических манипуляций. И все же лучше с ним, чем без него:)
http://zamglavred.livejournal.com/232880.html

Интеллигенция, Эгрегор, Русские - кто такие, Свой-Чужой, Империя против русских, Расология, Россияне, Борьба с русскими фошыстами, Школа, Евреи, Русский Мир

Previous post Next post
Up