Из книги Олега Панфилова "Неизвестная война. Что случилось в Грузии в августе 2008 года". Харьков, "Folio". 2020.
В 02:05 российская авиация нанесла бомбовые удары по Каспи, расположенному в 30 км от Тбилиси и удаленному от зоны конфликта, - три бомбы упали на цементный завод Haidelberg.
B 07:00, по сообщению Шамбы, подразделения абхазской «армии» перешли в наступление с целью вытеснения грузинских войск из Кодорского ущелья республики. До этого в течение двух дней «абхазские военно-воздушные силы и артиллерия» нанесли ракетно-бомбовые удары по военным объектам в верхней части Кодорского ущелья.
По данным на 11.00, в опорном пункте Ажаре взяты в кольцо грузинские подразделения. В Чхалте высажен десант - 250 человек из четырех штурмовых рот, в каждую из которых входили по одному взводу: минометному и противотанковых гранатометов...
В 09:30-10:55 российская авиация сбросила бомбы на центральный парк, рынок в Гори и административные здания.
С 10:15 до 14:50 российским бомбардировкам подверглись села Сакорнто Каспского района, Руиси Карельского района, Агара Хашурского района (российский самолет бомбил машину «скорой помощи»), Орчосани Горийского района, тбилисский авиационный завод, аэродром Вазиани, неф тепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, село Тквиани.
В течение нескольких часов с 15:00 до 19:00 центр Береговой охраны Грузии в Поти трижды испытал нападение со стороны российских войск. Оборудование разграблено или уничтожено, суда Береговой охраны повреждены.
В 16:30 в Гори российскими военными уничтожена ретрансляционная станция телекомпании «Алания». Трое сотрудников ранены, один убит, уничтожено все оборудование.
В 17:30 подразделения абхазской «армии» мобилизовали бронетехнику в демилитаризованной зоне в селе Ганмухури, объявили, что создали там таможню.
В 18:00 на село Ткоца Хашурского района было сброшено четыре бомбы, но не одна из них не взорвалась.
Российские оккупационные подразделения приступили к взрывным работам на грузинских грузовых судах, пришвартованных в порту Поти. Акционеры терминала Кулеви были проинформированы о запланированной бомбардировке нефтяного терминала.
В 18:30 осетинские сепаратисты захватили село Дисеви Горийского района, подожгли дома и требовали от населения покинуть село. Русские военные наблюдали, но не вмешивались. То же произошло в селе Каралети Горийского района.
В 19:10 российские войска оккупировали село Хаиши в Сванетии к северу от Зугдиди и вошли в Верхнюю Абхазию с востока.
В 21:35 тревожные сообщения поступили из сел Арго и Дитси к северу от Гори - осетинские сепаратисты грабили и убивали жителей сел Горийского района - Корди, Мерети и Тквиави. В селе Чилисубани местные жители прятались в подвалах своих домов, просили их эвакуировать.
В 21:50 российские мародеры грабили военную базу в Сенаки - все оборудование и вооружение либо вывозились, либо уничтожались российскими военными.
В 22:52 три иностранных журналиста были ограблены осетинскими боевиками в селе Каралети Горийского района.
12 августа стал переломным днем в войне: в полночь по европейскому времени президент США Буш вновь призвал Россию сделать шаги для преодоления кризиса. Главы МИД Большой семерки потребовали от России бе зоговорочного прекращения огня. Через час после выступления президента США началось чрезвычайное заседание Совета Безопасности
ООН - была обсуждена резолюция о прекращении огня, предложенная Францией. Однако на пресс-кон- ференции российский посол в ООН Чуркин заявил, что Россия не под- держит резолюцию. В свою очередь Аласаниа сообщил, что предложенная резолюция приемлема для грузинской стороны.
Несмотря на это, российская сторона продолжила создание 50-ки- лометровой «буферной зоны» вокруг порта Поти, а оккупационные силы начали проведение спецоперации в Верхней Абхазии. Российская авиация по-прежнему бомбила Горийский район, Хашури, Агара и Каспи, а также Сванети; в Кодорском ущелье приступили к эвакуации населения. Президент Грузии на митинге, состоявшемся перед парламентом, заявил о том, что Грузия объявляет войска России - оккупационными, а Абхазию и Цхинвальский регион - оккупированными территориями. Лавров открыто объявил о необходимости смены властей Грузии - уже после того, как Медведев сообщил о прекращении военных действий.
В личной беседе с президентом Франции Путин сказал, что собирается «подвесить Саакашвили за яйца». Раздражению Кремля нет предела - кажется, там хорошо поняли слова Буша о том, что за «гуманитарная помощь» будет послана Грузии, если Путин и Медведев не остановятся. На ситуацию повлияли и высказывания Саакашвили на митинге в центре Тбилиси о том, что Грузия выходит из СНГ, а также денонсирует соглашение о миротворческой операции в Абхазии и объявляет Абхазию и ЮО оккупированными территориями. «Мы приняли решение на основе консультаций и вместе с председателем парламента заявляем, что Грузия покидает СНГ», - предупредил Саакашвили.
Президенты Франции и России разработали план из шести пунктов для выхода из сложившейся ситуации. Грузия внесла иск в Гаагский суд «Грузия против России». Президент Франции прибыл из Москвы в Тбилиси. В Грузии находились президенты Эстонии, Польши, Литвы и Украины, а также премьер-министр Латвии. По последним данным, погибли 175 чело- век. Генеральный секретарь НАТО подчеркнул, что, несмотря на конфликт, Грузия остается страной-кандидатом, претендующим на членство в НАТО.
В Москву для согласования с Медведевым плана урегулирования конфликта прилетел Саркози. План предусматривал окончание боевых действий, отвод грузинских и российских войск на позиции, которые они занимали во время начала конфликта. На встрече с Саркози Медведев официально объявил об окончании войны. Правительство Грузии заявило, что, несмотря на заявление президента России о прекращении огня, ВВС РФ бомбят грузинские села, расположенные неподалеку от ЮО. МИД Грузии уточнил, что речь идет о селах Руиси Горийского района, Сакоринто Каспского района и Агара Карельского района.
ВС Грузии сосредоточены на северных подступах к Тбилиси в ожидании российского вторжения в столицу. Активные боевые действия прекратились, но российские войска оставались на территории Грузии до 16 ав- густа.
В Гори под бомбардировку российской авиации попали журналисты из Греции и Голландии, сообщило агентство «Интерфакс» со ссылкой на депутата грузинского парламента Габашвили. Таваркиладзе подтвердил, что среди этих журналистов был корреспондент греческого общественного телевидения. В результате тяжелых ранений погиб оператор голландского телеканала RTL Сториманс, ранение получил корреспондент Аккерманс. Тяжело ранен израильский журналист, корреспондент газеты Yedioth Ahronoth Ехезкели, у него пулевое ранение правой стороны груди, внутриполостные повреждения и травмы конечностей. Позднее израильские врачи пришли к выводу, что ранения журналиста скорее всего получены в результате разрыва кассетной бомбы.
13 августа международная организация «Хьюман Райтс Вотч», представители которой проводили мониторинг ситуации в ЮО, опубликовала пресс-релиз:
«12 августа сотрудники «Хьюман Райтс Вотч» в Южной Осетии наблюдали догоравшие грузинские села, подожженные югоосетинскими ополченцами, и были очевидцами грабежей со стороны ополченцев. Из первых рук нами также получена информация о судьбе осетин, которые бежали от грузинских войск во время грузино-российского конфликта вокруг Южной Осетии.Вечером 12 августа наши сотрудники, проезжая по дороге из Джавы в Цхинвали, были свидетелями страшной картины разрушений в четырех грузинских селах. По словам немногих оставшихся мирных жителей, их разграбили и подожгли передвигавшиеся по той же дороге югоосетинские ополченцы. По направлению к Цхинвали действительно шло множество машин с ополченцами и российский военный транспорт.
За минувший день было сожжено значительное число домов в селах Кехви, Нижние Ачавети, Верхние Ачавети и Тамарашени. Наши сотрудники застали еще дымящиеся развалины. Села практически обезлюдели за исключением немногих стариков и инвалидов, которые либо не могли уйти, либо остались, чтобы попытаться спасти имущество и скот.
«Оставшиеся в этих уничтоженных грузинских селах жители оказались в отчаянном положении без средств к существованию, без помощи, без защиты. Им попросту некуда идти», - говорит Таня Локшина из «Хьюман Райтс Вотч».
В селе Нижние Ачавети нашим сотрудникам удалось поговорить с пожилым мужчиной, который отчаянно пытался спасти тлеющий дом, заливая его мутной водой из родника, которую он носил двумя канистрами. По его словам, подавляющее большинство жителей, в том числе и его семья, ушли из села с началом активных военных действий между грузинскими войсками и югоосетинскими формированиями 8 августа, однако сам он решил остаться, чтобы присмотреть за скотиной. Он говорит, что 11 августа к нему пришли югоосетинские ополченцы, хотели забрать кое-что из домашней утвари. Встретив отказ со стороны хозяина, они подожгли дом и ушли. У него не осталось ни воды, ни пищи, руки были обожжены, волосы обгорели: по-видимому, он безуспешно пытался потушить пожар и находился в состоянии шока. По его словам, в деревне осталось чело- век 5-10 стариков и больных, все в таком же отчаянном положении. Много домов сожжено.
В селе Кехви многие дома были подожжены между 18:30 и 19:30 часами 12 августа - когда сотрудники «Хьюман Райтс Вотч» ехали через это село, они еще горели. Две пожилые женщины со слезами рассказывали о случившемся. По словам одной из них, проезжавшие югоосетинские ополченцы остановились у ее дома и «что-то бросили», отчего дом загорелся. Ей ничего спасти не удалось, и на момент разговора с нашими сотрудниками она даже не могла войти в дом, охваченный огнем. Денег при себе у нее не было, и как жить дальше в этой ситуации, она не представляла.
Сотрудники «Хьюман Райтс Вотч» также наблюдали, как в селе Нижние Ачавети вооруженные югоосетинские ополченцы в камуфляже выносили из домов и грузили на машины мебель, телевизоры, обогреватели, чемоданы, ковры и одеяла. Объясняя их действия, осетинский мужчина заметил: «Конечно, теперь у них есть право забирать у грузин, потому что они своих вещей лишились в Цхинвали и в других местах тоже».
В Джаве представитель местной администрации сообщил «Хьюман Райтс Вотч», что арестованы два человека, которые грабили грузинские села, но при этом он настаивал, что это не югоосетинские ополченцы. Его коллега, однако, заметил: «А разве они (грузины. - Авт.) с нами по-другому поступают? Эти старики не должны жаловаться, пусть радуются, что живы остались».
Применимые нормы международного гуманитарного права запрещают нападения на гражданское имущество, грабежи и мародерство. Лица, включая командиров, причастные к преднамеренному или неоправданному уничтожению или к разграблению гражданского имущества, совершают военные преступления. Гуманитарное право также запрещает акты насилия или угрозы насилием, главной целью которых является посеять страх среди гражданского населения.
Российский министр внутренних дел Р. Нургалиев заявил, что против мародеров будут приниматься «решительные и жесткие» меры.
«Российское правительство должно сдержать обещание наказывать мародеров, но главное - это обеспечить, чтобы все стороны ограждали гражданское население от последствий конфликта», - говорит Холли Картнер, директор «Хьюман Райтс Вотч» по Европе и Центральной Азии.
Сотрудники «Хьюман Райтс Вотч» беседовали также с осетинскими бе- женками из югоосетинского района Ленингори (из горных сел Циначари, Монастери, Закори, Цубени и Цаир). Они говорят, что ушли с детьми и стариками, когда их села заняли грузинские войска в ночь на 8 августа.
Беженцы несколько дней провели в лесах, ненадолго заходя в соседние села, после чего их подобрали югоосетинские ополченцы и доставили в Джаву. Эта группа, примерно 100 человек, на ночь разместилась в школе. 13 августа их должны были на автобусах отправить в Северную Осетию.
Рассказывает женщина из села Циначари: «Грузины пришли в село часа в два ночи. Нам сказали, чтобы не боялись, что если мужчины наши стрелять не будут, то и они стрелять не будут. В воздух постреляли, наверное, припугнуть хотели. По домам пошли, документы проверяли, у кого-то из соседей даже паспорт забрали. Еще молодых ребят искали, мужчин. У нас мужчины к этому времени все ушли уже - они в ополчение пошли, в лесу прятались. Еще грузины оружие искали, но мужчины-то наши с оружием ушли, так что чего искать-то. Мы испугались очень, не могли в селе оста- ваться, пока грузины там были, так что мы тоже в лес ушли. Первую ночь вообще шли без передышки».
Женщина из села Цаир, ушедшая из дома с двумя малолетними детьми, говорит, что у нее муж и брат в ополчении. По ее словам, грузинские солдаты забрали из дома все деньги, оставшееся ружье и паспорта проживающих (у всех российское гражданство).
Еще одна беженка из села Циначари рассказывала, как 8 августа ее группу остановили в лесу грузинские военные: «Скажите вашим мужчи- нам, чтобы огонь не открывали. Если они стрелять не будут - мы тоже не будем».
Все время, пока беженцы скрывались по лесам, им помогали югоосе- тинские ополченцы, в основном - родственники. Когда ополченцы везли их в Джаву, вместе с ними везли одного раненого. Он также был ополченцем. По словам женщин, им сказали, что в горах его захватили грузинские солдаты, избили, после чего отпустили. У этого человека было сломано несколько ребер». Грузия внесла иск против России в Гаагский суд, в котором говорится, что Россия нарушила Международную конвенцию об искоренении всех форм расизма от 1965 года, используя сепаратистские власти Абхазии и ЮО. В пресс-релизе суда утверждается, что, по заявлению Грузии, Россия нарушила указанную выше Конвенцию «во время трех четких фаз в ЮО и Абхазии» в период с 1990-го по август 2008 года. «Российская Федерация, включая го- сударственные органы с властными полномочиями, государственных представителей и других лиц и структур, а также сепаратистские силы ЮО и Абхазии, действующие по указаниям Российской Федерации под контролем ее лиц, ответственна за нару- шение фундаментальных обязательств по Конвенции об искоренении всех форм дискриминации, в том числе за серьезные нарушения статей 2, 3, 4, 5 и 6 Конвенции», - заявила Грузия в своем иске.
Обращение Католикоса-Патриарха всея Грузии Илиа II к Медведеву (аналогичное письмо было послано Путину. - Авт.):
«Москва, Кремль
Его Превосходительству, Президенту Российской Федерации,
Господину Дмитрию Анатольевичу Медведеву
Ваше Превосходительство, господин Президент!
Обращаюсь к Вам, к Президенту и Главнокомандующему России в эти тяжелые дни для Грузии и не только для моей страны. Как известно, рос- сийские самолеты бомбят грузинские села и города - православные убивают православных! Среди убитых и раненых есть дети, женщины, стари- ки, журналисты; совсем недавно разбомбили резиденцию Никозко-Цхинвальского митрополита Исаии в селе Никози, которая находится в 50 метрах от кафедрального собора. Сам Владыка и его послушники спаслись чудом; бомбят также жилые и общественные здания.
Так что действия российских военных не являются лишь обезвреживанием военных объектов Грузии, как об этом заявляют русские журналисты.
Средствами российской массовой информации распространяются известия и о том, будто грузины являются оккупантами, которые осуществили геноцид, что, мягко говоря, неправда. Мы выражаем искреннее соболезнование по поводу гибели тысяч людей как с грузинской, так осетинской и русской сторон и испытываем большую скорбь в связи с создавшейся ситуацией.
Грузинская Православная Церковь всегда была и остается сторонником мирного разрешения проблем. Мы и ранее об этом неоднократно заявляли и сейчас повторяем то же самое; но необходимо заметить, что Цхинвальский регион - Южная Осетия - является исконной грузинской землей, где основная часть осетин поселилась в XVII веке, а Осетинская Автономия была создана коммунистами в 20-е годы прошлого века. Поэтому попытка восстановления целостности границ Грузии не должна расцениваться как нападение или этноконфликт.
Это то же самое, если у России вдруг возникнут проблемы, например, в Новгороде или Смоленске и она защитит свои территории. Тем более что у вашей страны уже есть подобный опыт в Чечне.
Господин Президент, я надеюсь на Ваше благоразумие. В этой войне нет победителей.
В Российско-Грузинских отношениях бывали тяжелые периоды, но ситуация не доходила до открытых военных действий. Поэтому это испытание не только для Грузии, для Российско-Грузинских отношений, но и для самой России. Укоренение такой реальности категорически недопустимо.
Мы должны помнить, что пока не будет полностью восстановлена территориальная целостность Грузии, всегда будет напряженность и опасность конфликта. Единственный выход: незамедлительное прекращение огня и начало мирных переговоров, дабы восстановилась справедливость. Где нет справедливости, там нет и мира. Думаю, что с Божией помощью преодолеем вражду и братские отношения вновь восстановятся».