На АПН вывешена моя статья из Вопросов национализма 2015 № 1(21), с.138-154. Всемирный Русский Народный Собор как представитель русского народаhttp://www.apn.ru/publications/article34014.htmRead more... )
Я в своём комментарии имел в виду проблему обратного карго-культа, причём более чем в одном смысле.
Во-первых, различие между декларативными формами институтов и их реальным функционированием.
Так, например, необходимым предусловием для не-симулякривного действия демократии является наличие национальной буржуазии. То есть задающийся целью демократизировать Россию должен прежде всего задаваться целью не строительства политаппарата, а целью выращивания национальной буржуазии и уничтожения компрадорской буржуазии (как антагониста демократии, при наличии значимой степени силы которого -- а крупная буржуазия в РФ поголовно компрадорская -- делающей функционирование демократической машины априорно невозможным). До разрушения к.б. и заведения н.б. строительство демократического политаппарата вовсе не ведёт к демократии.
При этом нетривиальной особенностью российской ситуацией (экономическая и потребительская периферийность, при могуществе иностранных интересов антагонистичных национальным) являтся то, что не только создание, но скорее всего и поддержание национальной буржуазии требует высокой степени экономической автаркии, изоляционизма -- вопрос о чём кажется никто даже и не ставил. (А соотносится ли автаркия от Запада с догмой вестернизации -- решайте сами.)
Во-вторых, предположение, что функционирование институтов независимо от наполняющего их человеческого материала и культурных свойств среды, в которую они погружены, является ошибочным -- о чём еще в давние времена писал например Фукуяма в Trust. Реальное функционирование как японского, так и южно-корейского общества, экономических и государственных систем радикально отличается от таковых же в США. Про кастовое общество Индии или про Китай и не упоминаю.
Во-первых, различие между декларативными формами институтов и их реальным функционированием.
Так, например, необходимым предусловием для не-симулякривного действия демократии является наличие национальной буржуазии. То есть задающийся целью демократизировать Россию должен прежде всего задаваться целью не строительства политаппарата, а целью выращивания национальной буржуазии и уничтожения компрадорской буржуазии (как антагониста демократии, при наличии значимой степени силы которого -- а крупная буржуазия в РФ поголовно компрадорская -- делающей функционирование демократической машины априорно невозможным). До разрушения к.б. и заведения н.б. строительство демократического политаппарата вовсе не ведёт к демократии.
При этом нетривиальной особенностью российской ситуацией (экономическая и потребительская периферийность, при могуществе иностранных интересов антагонистичных национальным) являтся то, что не только создание, но скорее всего и поддержание национальной буржуазии требует высокой степени экономической автаркии, изоляционизма -- вопрос о чём кажется никто даже и не ставил. (А соотносится ли автаркия от Запада с догмой вестернизации -- решайте сами.)
Во-вторых, предположение, что функционирование институтов независимо от наполняющего их человеческого материала и культурных свойств среды, в которую они погружены, является ошибочным -- о чём еще в давние времена писал например Фукуяма в Trust. Реальное функционирование как японского, так и южно-корейского общества, экономических и государственных систем радикально отличается от таковых же в США. Про кастовое общество Индии или про Китай и не упоминаю.
Reply
Leave a comment