1. В апелляции к Киевской Руси, мне кажется, кроется опасность непонимания. По существу предлагается апелляция к истории, и только. Но мало ли что, возразит нам слегка подкованный укронацик, было в истории? И мало ли что перестало в ней быть. Была, вот скажем, Великая Моравия - и что? Была Польша Пястов, Польша Ягеллонов, Речь Посполитая обоих народов, Польша разделенная, Польша межвоенная со сдвигом на восток и Польша послевоенная со сдвигом на запад. Было ВКЛ - теперь о нем слышал даже самый тупой из двоечников самой глухой деревни в окрестностях Бобруйска. А девочка из института славяноведения (почти всякая, кроме разве что Светы Лукашовой, да и в той я не вполне уже уверен), заглянувши в справочник, уверенно скажет: да, до XIV в. было так, а с XIV в. - иначе. Кроме того, апелляция по преимуществу к давней истории может восприниматься как некое романтическое любование архаикой, не более того.
2. Вот тут-то, на мой взгляд, и зарыта принципиально важная собака. Когда и где сложился (складывался) единый русский народ, насколько объективными были причины его единства, насколько это единство осознавалось и т.д. Нисколько не недооценивая средневековья и раннего нового времени, полагаю все же, что тут имеет особенное значение эпоха пребывания всех разделенных некогда частей в едином государстве - начиная с XVIII в., причем проходившие там и оставшиеся в чем-то незавершенными процессы нуждаются во внятном для простых людей и объективном описании. Понимаю, что это крайне непростая задача - описать все этой объективно и внятно, тем более для простых людей, да еще пребывающих в нынешних информационных полях.
3. Кстати, для меня одним из критериев единства является сила советского (по своему характеру общерусского) подполья на оккупированной территории в годы войны. Еще один, пусть и не бесспорный, но весьма показательный критерий - что люди читали, чему верили и даже что пели. Вот скажем, мне известно о бытовании песни "Куколки немецкие" ("Молодые девушки немцам улыбаются, позабыли девушки про своих ребят...") в Донбассе и Минске. Наверняка, если проявить интерес, она обнаружится и в Киеве, и в Днепропетровске, не говоря уже о Крыме и других регионах РСФСР. В то же время я не представляю ее ни в польском Львове, ни в польском Вильне, ни в обандеренных и фашизированных областях "Западной Украины". Ma się o czym pomyśleć, co?
"Единый русский народ" - это националистическая идея. Его никогда не было, нет, и неизвестно, будет ли. Потому что даже национализм русский так до сих пор и не сложился. Пытаемся его создать, но пока что это первые шажки, а ведь уже как минимум третья попытка... А было и есть - огромные мыссы разрозненного населения с более-менее русским самосознанием, но без всякой мысли о "русском единстве" и о его границах. И это нормально, так обстоят дела с любым этническим самомознанием. Эпохи объединения разрозненных земель с русским населением на донациональной стадии ни к какому единству не вели, а как раз наоборот - встреча с "другим" вызывала отрицание чуждой русскости или сомнения в собственной. А общерусская мысль как раз продуцировалась в расколе Русской земли, и в основном во Львове - как в 17 веке, так и в 19-20-м. Света, удивлю тебя, придерживается радикального москальско-имперского подхода: всё, что имеет отношение к Москве - русское, а всё, что не под Москвой или просто отличается от среднерусских образцов культуры - кем бы оно себя ни считало, русским называться не может.
Хорошо, назовем это массами разрозненного русского населения с более-менее русским сознанием. Главное, что сознание есть. Кроме этого есть объективная реальность - язык и культура. И это то, на что, на мой (и не только мой) взгляд, надо изо всех сил давить. Сейчас мы имеем ситуацию, при которой миллионам русских, знающим только русский язык, успешно внушили, что они не русские, а украинцы или белорусы, которые, оказывается, тоже не русские. При этом никаких реальных предпосылок, чтобы увидеть в "москале" другого для них не существует. Эта объективно русская масса и должна, по-моему, быть главным объектом работы. Наряду с массой русских РФ, сознание которой пребывает - ты, уверен, согласишься - в еще более удручающем состоянии. Нам нужно - и тут ты тоже согласишься, конечно, - активно работать над общерусским украинофильством и белорусифильством. Звучит кошмарно, но ты понимаешь, что я имею в виду. Если угодно - над антиукраинофильским украинофильством или антиукраИнским укрАинством :)). Словом, над активным внедрением южнорусской и западнорусской темы в историческое сознание граждан РФ. Порой мне, правда, кажется, что дело это совершенно безнадежное. Как у молодого Ленина: "Чего вы добиваетесь, юноша? Ведь перед вами стена".
Что касается Светы, то у меня уже давно складывалось такое ощущение. Но поскольку пространных бесед на эти, да и на другие темы мы не вели, то я еще питал некоторые иллюзии.
2. Вот тут-то, на мой взгляд, и зарыта принципиально важная собака. Когда и где сложился (складывался) единый русский народ, насколько объективными были причины его единства, насколько это единство осознавалось и т.д. Нисколько не недооценивая средневековья и раннего нового времени, полагаю все же, что тут имеет особенное значение эпоха пребывания всех разделенных некогда частей в едином государстве - начиная с XVIII в., причем проходившие там и оставшиеся в чем-то незавершенными процессы нуждаются во внятном для простых людей и объективном описании. Понимаю, что это крайне непростая задача - описать все этой объективно и внятно, тем более для простых людей, да еще пребывающих в нынешних информационных полях.
3. Кстати, для меня одним из критериев единства является сила советского (по своему характеру общерусского) подполья на оккупированной территории в годы войны. Еще один, пусть и не бесспорный, но весьма показательный критерий - что люди читали, чему верили и даже что пели. Вот скажем, мне известно о бытовании песни "Куколки немецкие" ("Молодые девушки немцам улыбаются, позабыли девушки про своих ребят...") в Донбассе и Минске. Наверняка, если проявить интерес, она обнаружится и в Киеве, и в Днепропетровске, не говоря уже о Крыме и других регионах РСФСР. В то же время я не представляю ее ни в польском Львове, ни в польском Вильне, ни в обандеренных и фашизированных областях "Западной Украины". Ma się o czym pomyśleć, co?
Reply
Эпохи объединения разрозненных земель с русским населением на донациональной стадии ни к какому единству не вели, а как раз наоборот - встреча с "другим" вызывала отрицание чуждой русскости или сомнения в собственной. А общерусская мысль как раз продуцировалась в расколе Русской земли, и в основном во Львове - как в 17 веке, так и в 19-20-м.
Света, удивлю тебя, придерживается радикального москальско-имперского подхода: всё, что имеет отношение к Москве - русское, а всё, что не под Москвой или просто отличается от среднерусских образцов культуры - кем бы оно себя ни считало, русским называться не может.
Reply
Что касается Светы, то у меня уже давно складывалось такое ощущение. Но поскольку пространных бесед на эти, да и на другие темы мы не вели, то я еще питал некоторые иллюзии.
Reply
Reply
Leave a comment