Вот так они это видят

Jul 21, 2008 12:46

Очень порадовала статья "Гипноз с Востока". Публицист из "Rzeczypospolitej" пытается описать смыслы современного русского кино.
Меня вообще очень прикалывает польский взгляд на руских: он настолько определён внутренними комплексами польской культуры, что, по сути, они не видят ничего. Не раз говорил: Польша - страна, которая знает о России и русских меньше всех в Европе. Какие-нибудь португальцы знают Россию и способны воспринимать русскую культуру гораздо больше - у них восприятие чище. 
Хотя иногда и пугает такая политизация взгляда: разговариваешь с поляком, и осознаёшь, что он просто органически не может видеть в тебе человека (с человеческими чувствами, переживаниями и т.д.). Для него ты - определённая антропо-политическая модель, которая служит наглядным пособием по тому, чем русские отличаются от людей. Впрочем, это касается больше старшего поколения - всё же поколение моих сверстников в этом плане посвободнее - с ними пробиться на человеческий контакт проще. 
Некоторые перлы:

Свидетельством имперских амбиций является созданный к 200-летию Петербурга 'Российский ковчег', рассказывающих о напряженных отношениях с Европой. 
Награжденное Золотым Львом 'Возвращение' Андрея Звягинцева рассказывает об отце, возвратившемся домой после долгого отсутствия, а при случае расправляется с демократией. ... Личность мальчика типична для европейской демократии: незрелая, капризная, требующая материнской опеки со стороны государства - вместо послушания и самостоятельности, необходимых в степях и на войне. ... Такое обожание власти неприемлемо на Западе, но естественно в России. Режиссер отвергал домыслы критиков, что он изобразил отца в виде Сына Божьего; вроде бы само так получилось. Тем больше у нас причин для тревоги. Ибо это значит, что обожествление власти таится в подсознании, не доступное контролю разума. ... 'Возвращение' было создано на втором году правления Путина после ельцинской смуты. Оно выражало облегчение, но в то же время и страх за судьбу сурового властителя, что он погибнет, спасая своенравного демократа. Смерть отца в фильме показана как религиозная трагедия. Непослушание приводит к Богоубийству. Нет греха страшнее. 
Если 'Остров' выражает русский менталитет, то он обнажает национальный эгоизм, отрицающий истинное покаяние. Братство славян - это ложь, а православие - лишь азиатский племенной культ. Но может ли быть иначе, если костяк государственного аппарата составляет НКВД, начиная от президента, а сегодня премьера Путина? Высокая идея богочеловека будет прислуживать государственной пропаганде, пока Россия не возместит ущерб за коммунизм, как Германия за нацизм.
Даже у офицера НКВД на дне души есть искра Божья! Об этом знает Павел Чухрай, автор фильма 'Водитель для Веры'. 
Для русских войны эротична в глубинном, духовном смысле. Культ трагической мужской дружбы насаждает '9 рота', наиболее советский из всех упомянутых в статье фильмов. ... требует жертв, когда Москва прикажет, надо идти на фронт. Тут нет простейших размышлений о приказе, который предписывает покорение соседней страны. ... А о войне в Чечне высказался Сокуров фильмом 'Александра'. Образ Матери-России, едущей - для ясности - на танке, прижимает к сердцу солдат, словно собственных детей. А чеченку приглашает к себе. Российский империализм имеет оттенок семейной сердечности.
Широко разлившиеся воды, луга бесконечные, дороги, бегущие вдаль, наполняют 'Эйфорию' Ивана Вырыпаева. ... Однако герои Вырыпаева не знают сомнений, они видят лишь преграды. Мужчины, запутавшиеся в любовном треугольнике, хотят поубивать друг друга. Только третий самец не намерен убивать, спариваясь с одинокой женщиной. Зато его хочет убить собственная жена. Страсти, как в романах Достоевского - с одной лишь разницей. Постсоветский человек не знает чувства вины.
Партнером для имперского кино был бы Анджей Вайда, если бы не поддался русскому гипнозу. Сокуров показал, что когда речь идет о государственных интересах, нет ничего невозможного ('Русский ковчег') или постыдного ('Александра'). А в 'Катыни' Вайда не посмел зачерпнуть из польского презрения к дикарям, которые ворвались в Речь Посполиту, или из вековечной вражды. 
Русские нашли деньги на демонстрацию геополитического воображения.

Размышлизмы, Русофобия, Цитаты, Польша

Previous post Next post
Up