О том, что русские и украинцы - это единый народ - или в худшем случае - без пяти минут единый - я слышал если не с детского горшка, то с пионерского возраста уж точно. И слышал об этом много раз. Я жил тогда в русскоязычных гарнизонах в Польше, Беларуси и Восточной Германии. И этнические различия в их предельно русифицированной среде были почти незаметны. В свои малые годы я называл свою черноволосую подружку Ийкой-татайкой (Иркой-татаркой)- в гарнизон ее папу за глаза упоминали, как татарина, и все дети ее так и звали. Но в остальном она ничем не отличалась от других детей, говорила без акцента на русском языке, как и все мы, и к ней все детишки относились, как и ко всем остальным своим сверстникам.
Понятно, что в Польше поляки были для нас поляками, и мы с их мальчишками не раз кидали друг в друга камни. А польские мальчишки кричали нам при этом - росияне-кацапы! - и там я первый раз услышал это слово. Кацапы. При этом наша семья дружила с соседом-поляком, паном Болеком, а ко мне на велосипеде приезжал польский мальчик, и он был моим приятелем.
В Беларуси, куда папа заменился перед тем, как я пошел в школу, с национальным вопросом было уже немного сложнее. Это Щучин, Западная Беларусь. Беларуские дети составляли половину нашего класса. И сейчас я могу сказать - никаких дружеских связей между детьми в нашем гарнизоне и беларускими (часть которых на самом деле была поляками) я не помню. Между нами даже в нашем классе стояла невидимая стена. Мы не дрались и открыто не враждовали. Просто эта стена была продолжением той стены, которая у взрослого населения гарнизона и сказывалась на его контактах с местными.
Нас, как и всех школьников советских гарнизонов в не-русских краях, освобождали от изучения местного языка. Ни один из школьников в гарнизоне не учил беларуский язык. Но чтобы мы не бегали по коридору во время уроков - мы усаживались на задние парты и маялись там все эти 45 минут. И у нас хватало дурости хихикать над беларуским словами - над всеми их сябрами, чыгунками, маланками и дзяўчынами. А учительница пыталась нас приструнить. Помню и то, с какой досадою оглядывались беларусы на наш идиотский смех. Мы ничего не знали о Беларуси, о ее богатой и славной истории, и если что четко и усвоили, так это представление о ней как об отсталой стране с населением, которое говорит на не совсем непонятном языке и... не любит Советы. Именно так.
Понятно, что в нашем восприятии русские там подразумевались первым сортом, а беларусы - как нечто приниженное, второстепенное и не очень понятное. Тем более, что на киноэкране все еще шла изрядная часть детских фильмов с основательным великорусским духом, снятых в былые годы - как тот же Илья Муромец или Василиса Прекрасная. А если в каких-то других фильмах фигурировали какие-то нацмены, то появление на экране какого-то русского сразу выставляло негласную иерархию. И она не была в пользу нацменов.
А когда в школе на 9 мая выставили какой-то стенд с фотографиями первых директоров школы - то под двумя или тремя из них значилось непонятное - убит буружуазными националистами. Что в тех краях действовала польская АК - я узнал лишь недавно.
Потом была Германия, где школьники нашего гарнизона звали немцев за глаза гансами и камрадами. А кто-то из моих сверстников с апломбом заявил, что гансы такие слабаки - дашь ему по морде на улице - а он тебе ничего и не ответит
Я вернулся мой родной Киев осенью 1972, чтобы закончить 10 класс и поступить в институт. Только что сняли с высокого поста Петра Шелеста. Он возглавлял компартию в республике - и наш классный руководитель при первом случае известила нас, что снят он был за украинский буржуазный национализм. Понятно, что эта информация для старшеклассников шла по указанию сверху. Началась новая волна русификации Украины - ее иногда называют сусловской.
Множество украинских школ в Киеве стали русскими, а в соседней Белой Церкви, где было 7 украинских школ и 2 русские, после 1972-го стало 7 русских школ - и 2 украинские. На следующий год я поступил в институт "общесоюзного подчинения" - в КИИГА. И в группе у нас учились русские (их было большинство), несколько украинцев, беларус, узбек, грузин, два татарина, а также венгры и немцы. Потом к ним добавится негр из Сьерра-Леоне и тамил из Индии. Киев в те годы был русифицирован до предела. Мова была уже выдавлена на глухую обочину. А когда в холле Оперного театра одна пара общалась меж собой на мове - и очень чистой мове - окружающие с интересом поглядывали на нее. И хотя в моей группе русские заметно дистанцировались от украинцев - по распределению в Тюмень я отправился со стойким убеждением, что украинцы и русские - это почти один и тот же народ.
Через 5 лет, после основательного погружения в местную среду (я там еще и женился первым браком на местной девушке и жил у тещи), я возвращался к себе в Киев, ощущая себя украинцем, и только украинцем, и мог четко указать, в чем существенная разница между русскими и украинцами - и возвращался в шоке от того, что наткнулся в той глубинке на основательный - хотя и латентный - великорусский национализм, плавно перетекающий в шовинизм. Наткнулся на высокомерное, пренебрежительное и неуважительное отношение очень многих русских к другим этносам этой страны. Оно основательно сидело в этом народе и особенно заметным оно было в Ташкенте, где я провел много времени в командировках. Это оказалось для меня абсолютно неожиданным - но в той многонациональной среде, где я работал в аэропорту, и в том старинном (основан в 16 веке) городе примеров этому было столько, что других выводов просто не могло быть.
И весьма примечательно, что все русские в моем окружении были искренне убеждены, что русские - запредельные интенационалисты, что для них все нации равны итд итп. Увы - за пределы самых русских мнение об их интернационализме почему-то не простиралось - и как-то раз у нас в общежитии даже состоялась спонтанная дискуссия между моими не-русским коллегами на эту тему. Вывод был именно таким. Русские - рьяные националисты.
Менталитет, многие бытовые привычки, взаимоотношения между мужем и женой, родителями и детьми, отношение к другим нациям, свадьбы и многое-многое другое - различия между украинцами и русскими были очевидны, и нередко резали глаз. Целый ряд эпизодов такого рода детально описан в "тюменских" главах моей книги - Моя жизнь в Стране советов и ее окрестностях, которая вышла из печати несколько лет назад. Возможно, я в дальнейшем процитирую некоторые моменты из этой книги.
А сейчас могу лишь сказать, что сама тема о том, что русские и украинцы - единый народ - на фоне того массива личных впечатлений, жизненного опыта и огромного фактического материала из разных источников - кажется мне не просто спорной - а просто смехотворной. Но когда приходит время разбирать очередную российскую заморочку - будьте готовы к тому, чтобы убеждать своих оппонентов, что солнце-круглое, лес- зеленый, а русские и украинцы просто не имели на протяжении своей истории никаких реальных шансов оказаться одним и тем же народом.
Это вместо вступления.
________________________________________________________________
У меня под рукой - обширный материал по этой теме. Старые документы, научные статьи, карты и все остальное. И позже я привлеку и эти материалы. А сейчас мы начнем с простого.
Если мы, по убеждению россиян, единый народ с ними - почему они не зовут нас русскими, полностью игнорируя наш собственный этноним.
И действительно - почему? Если они реально считают нас единым с ними народом - почему они не зовут украинцев русскими, русаками или великороссами? Непонятно и нелогично.
Нас там зовут в обиходе повсеместно - хохлами - всех украинцев скопом. А официально зовут украинцами - но в русском обиходе это не очень обиходный этноним. Один народ - но особое название для нас у русских- здесь явная коллизия.
Идем дальше.
Вот 19 век, когда этнографические особенности тех или иных народов еще не были снивелированы в ходе форматирования единого советского народа - и были очевидны.
И вот фотографии украинских и русских сел. Фото сел, на которых этнические особенности того или иного народа не нуждались в словесных комментариях
Русские избы обычно стояли лицом на улицу, украинские хаты чаще - утоплены в глубине подворья.
Русские избы делались из круглых неокрашенных бревен, украинские хаты в традиционных наших краях - из брусьев прямоугольного сечения, которые тщательно подгонялись друг к другу, часто штукатурились и всегда белились снаружи и изнутри. Небелеными могли оставаться лишь нежилая подсобная часть хаты и иногда - хозяйственные постройки. В степной местности за недостатком леса по мере ее заселения украинцами стали популярными мазанки из самана
Крыши в небогатых хатах и избах часто были соломенными, но нередко в Украине - из очерета (камыша), очень долговечного, а в России хаты состоятельных крестьян крылись досками - пока к 20 веку не вошла в традицию жестяная луженая кровля. Но она никак не вытеснила в России соломенные кровли, а лишь дополнила их
Интерьер украинской хаты всегда белился.
Подворье украинского жилища было садом и огородом, в нем высаживалось множество цветов.
Русское подворье - без цветов и очень часто - без плодовых деревьев. Нередко в русских деревнях можно было видеть избы без видимых следов подворья.
Украинское подворье огораживалось низеньким плетнем. Возводить высокий плетень считалось неприличным. В русских сельских подворьях, если их огораживал забор, то он мог быть в рост человека, а то и выше. Украинское подворье было открыто во-вне, русское нередко - закрыто от сторонних глаз
В украинском старом селе нередко высился гамазей или гамазин. Большой общественный сарай, куда жители сносили излишки зерна в расчете на неурожайный год. Гамазей вмещал до 180 тонн зерна и ставился на удалении от хат во избежание пожара. Такой гамазей стал первым экспонатом переяславского скансена - музея народной архитектуры в Переяславе, который начал создаваться в 1960е годы. Это гамазей конца 19 века из села Пристроми Переяслав-Хмельницкого района на Киевщине.
Традиционное украинское село за последнюю тысячу лет практически не знало серьезного голода и тем более - массовой голодной смертности. И плодородная почва, и очень давние методы ведения сельского хозяйства, и традиционная запасливость украинцев практически исключали такой шанс. Я не нашел в источниках никаких упоминаний сколь-нибудь серьезного голода в украинском селе вплоть до 1932 года - когда российский оккупационный режим начал здесь акцию голодомора.
Хрестоматийное украинское село можно было отличить от российской деревни с расстояния в километр. Интерьер украинских хат радикально отличался от внутренности русских изб. Помимо прочего - в хате отсутствовали бесконечные щели между бревнами русской избы, в которых просто кишели кусючие насекомые - настоящий бич русского сельского быта.
Я могу привести целый ряд характерных особенностей традиционного русского быта. Особенностей, которые просто немыслимы для украинцев. О некоторых из них я уже упоминал в своем журнале.
Например, традиция слепой свадьбы, когда русский жених видел впервые свою будущую жену лишь на свадьбе. А сватанье вообще проводилось без участия жениха. Причем нередки были случаи, когда родителям жениха в качестве невесты показывали совсем другую девушку, или низенькую ставили на табурет, прикрытый длинным платьем. А что реальная суженая хрома, кривоглаза или с другими физическими недостатками - жених мог узнать лишь на брачном ложе.
О чем говорить - если в Украине девушке было незазорно идти свататься в дом жениха самой! Без оглядки на своих родителей. Статус женщины в украинском обществе и в украинской семье был существенно выше, чем в русском формате - и под это я могу привести целую вереницу аргументов. И о том, чтобы глава семьи традиционно и регулярно лупил жену кулаками или плетью - и так же регулярно порол своих детей - для Украины это было немыслимо.
Как и фраза, которую европейские путешественники зафиксировали у своих соплеменников, которые женились в Московии на русских. Их русские жены высказывали претензии своим иноземных мужьям - не бьеш, значит - не любишь?
А отсутствие проповедей с амвона в российских церквях на протяжении ряда веков, немыслимое для Украины? А манера бить своего попа у московитов, предварительно сняв с батюшки скуфейку, как полагалось по церковным правилам? А что насчет привычной для Московии порки священников кнутом на городских площадях на потеху московской публике?
А традиционные драки посреди русского городка по воскресным дням - стенка на стенку? Это что - признак единого с украинцами народа?
О чем речь?
Два слова о живых впечатлениях о нашем селе. Это известный российский публицист Виссарион Белинский - письма к жене из Харькова, 1846.
Верст за 30 до Харькова я увидел Малороссию, хотя еще и перемешанную с грязным москальством. Избы ( ) хохлов похожи на домики фермеров - чистота и красивость неописанные. Вообрази, что малороссийский борщ есть не что иное, как зеленый суп (только с курицею или бараниною и заправленный салом), а о борще с сосисками и ветчиною хохлы и понятия не имеют. Суп этот они готовят превкусно и донельзя чисто. И это мужики! Другие лица, смотрят иначе.
Дети очень милы, тогда как на русских смотреть нельзя - хуже и гаже свиней
Антон Чехов в письме Н.Лейкину из Сум, 11 мая 1888
...Пишу Вам из теплого и зеленого далека, где я уже водворился купно со своей фамилией. Живу я в усадьбе близ Сум на высоком берегу реки Псла (приток Днепра).
...Вокруг в белых хатах живут хохлы. Народ всё сытый, веселый, разговорчивый, остроумный. Мужики здесь не продают ни масла, ни молока, ни яиц, а едят всё сами - признак хороший. Нищих нет. Пьяных я еще не видел, а матерщина слышится очень редко, да и то в форме более или менее художественной
...Летом жил бы в Украйне, а на зиму приезжал бы в милейший Питер… Кроме природы ничто не поражает меня так в Украйне, как общее довольство, народное здоровье, высокая степень развития здешнего мужика, который и умен, и религиозен, и музыкален, и трезв, и нравственен, и всегда весел и сыт. Об антагонизме между пейзанами и панами нет и помину.
Иван Бунин, великий русский писатель, делится впечатлениями от поездки по Днепру, 1896
Хохлы мне очень понравились с первого взгляда. Я сразу заметил резкую разницу, которая существует между мужиком-великороссом и хохлом. Наши мужики - народ по большей части изможденный, в дырявых зипунах, в лаптях и онучах, с исхудалыми лицами и лохматыми головами. А хохлы производят отрадное впечатление: рослые, здоровые и крепкие, смотрят спокойно и ласково, одеты в чистую, новую одежду… И места за Курском начинаются тоже веселые: равнины полей уходят в такую даль, о которой жители средних и северных губерний даже понятия не имеют. И даль эта так живописно скрашивается синеющими курганами и силуэтами стройных тополей на хуторах.
Что на это можно сказать исконно-посоконным великорусским патриотам? Тем из них, в ком просто клокочет мутная злоба в наш адрес?
Читайте русскую классику, господа. И вас тут же попустит.
Что касается сравнительной антропологии, Бунака, Середы, Алексеевой, генетики, Балановских и всего остального информационного массива за пределами этнографии, культуры и быта украинцев и русских - вывалю и эти материалы в журнале, но немного позже. Хотя на самом деле - оно надо? Если и того, что мы видим, с головой хватит для того, чтобы сопровождать перлы про "единый народ" незатейливым вращением указательного пальца у виска. Окститесь, ребятки! Мы с вами - очень разные. И разные с очень давних времен.
И то, как вы ведете себя сейчас в адрес Украины и что вы постите в адрес украинцев, лишь подтверждает сей очевидный факт. Мы - два разных народа. И я очень рад, что украинцы - не русские. А точнее - не россияне.