Олег Мороз на сайте «Ельцин Центр»
yeltsincenter.ru/digest/release/den-za-dnem-kommentarii-obozrevatelya-o-moroza
Ровно 20 лет назад, 18 апреля 1991 года, четырнадцать молодых людей и девушек - члены движения Э.Т.И. и присоединившиеся к ним панки с московского Гоголевского бульвара - своими телами выложили на Красной площади напротив Мавзолея известное матерное слово из трех букв. То есть сделали примерно то же самое, что сотворила недавно в Питере арт-группа «Война» на разводном Литейном мосту. Правда, москвичи неприличное слово написали, а питерцы нарисовали (за что, кстати, получили премию «Инновация»).
Формально тогдашняя московская акция была как бы ответом на принятый будто бы незадолго перед этим закон о нравственности, где, среди прочего, запрещалось ругаться матом в общественных местах. Сам я, правда, не помню такого закона и нигде не нашел серьезного упоминания о нем (может, посетители сайта помогут найти?), но - молодежь вот протестовала.
Кроме того, некоторые считали, что акция нацелена против традиционного чествования вождя мирового пролетариата, поскольку проводилась в канун очередного дня его рождения.
Еще одна интерпретация - протест против тогдашнего «павловского» повышения цен…
Естественно, на площадной брусчатке протестанты пролежали недолго: милиция быстро разрушила неприличное слово. Против ребят возбудили уголовное дело по статье «Злостное хулиганство, отличающееся по своему содержанию исключительным цинизмом или особой дерзостью». Однако времена наступали либеральные, и через три месяца дело закрыли «ввиду отсутствия состава преступления»: как и нынешних «войнистов», тогдашних «этистов» поддержала творческая интеллигенция.
Не вся, конечно, интеллигенция, но вот, например, поэт Андрей Вознесенский, одобрив бунтарский дух молодежи, посоветовал ей: «Скажите, что если бы вы хотели оскорбить Ленина, то вы бы тире перед словом поставили (положили)». То есть тире, направленное в сторону ленинской египетской пирамиды.
Аналогичным образом и сейчас группу «Война» неожиданно поддержал классик отечественной монументальной скульптуры Зураб Церетели, сказав - мол, главное, чтобы было «хорошо нарисовано».
Ну да, произведение «войнистов» - это тоже, конечно, монументальное искусство, особенно, когда мост разведен: рисунок - на половину моста.
Наконец, некоторые искусствоведы в 1991-м пришли тогда к глубокомысленному заключению, что «телесно» материализованная «площадная брань» «стала началом нового периода в истории российского искусства - периода московского уличного акционизма». Стало быть, сегодняшний питерский «уличный акционизм» - это всего лишь жалкое подражание старому московскому (шучу, конечно, а то ведь у некоторых отсутствует чувство юмора, не поймут…)
В общем, как всегда, главное - придумать какой-нибудь «изм», и сразу возникнет что-то значительное и серьезное. Даже если оно составлено из трех неприличных букв.
Эти посты дублируются в сообществе
«Политические новости» -
http://my.mail.ru/community/poliitics/ Персональный сайт Олега Мороза -
http://www.olegmoroz.ru/ Портал «Уроки девяностых» -
http://www.ru-90.ru/