В среду поздно вечером по НТВ был показан фильм Павла Шеремета о Гайдаре, приуроченный к дню рождения Егора Тимуровича (19 марта). В общем-то вполне пристойный фильм. Благожелательный по отношению к великому человеку и в то же время вполне объективный. Странно только, что разговор о Гайдаре начал лютый его ненавистник, беспринципный политикан, «великий экономист» Хасбулатов. Человек более других приложивший усилий для угробления гайдаровских реформ, один из тех, кто привел к кровопролитию 3-4 октября 1993 года. В довольно развязной, фамильярной манере он принялся выражать деланное удивление: он, дескать, не ожидал от «этих ребят» - таких, как Гайдар, - такой жестокости по отношению к людям… Это говорил тот самый деятель, который вечером 3 октября 1993 года с балкона Белого дома вместе с Руцким призывал своих боевиков немедленно идти на штурм телецентра «Останкино», Кремля, сегодня же захватить их и повесить «бывшего президента преступника Ельцина»…
"Не ожидал я от Гайдара такой жестокости..."
Вообще, в последние годы, как только где-то начинаются публичные воспоминания о событиях 1992 - 1993 годов, так в качестве главного вспоминателя всплывает амнистированный преступник Хасбулатов.
Еще один вспоминатель, тоже попивший немало крови у Гайдара, которого авторы фильма тоже не раз выпускают в кадр, - бывший председатель Центробанка г-н Геращенко. Главной своей ошибкой во время своего пребывания фактическим главой правительства Гайдар считал, что согласился с назначением этого деятеля главой ЦБ. Формально воспрепятствовать этому Гайдар не мог, - ЦБ подчинялся не правительству, а хасбулатовскому Верховному Совету, - однако свое мнение против назначения Геращенко он все же мог высказать, его поддержал бы Ельцин, и у Геращенко при назначении могли бы возникнуть проблемы. Но Гайдар после долгих колебаний и раздумий согласился, уповая на опыт и профессионализм Геращенко как банковского менеджера. В результате ЦБ возглавил человек, по оценке Гайдара, совершенно не понимающий законов функционирования рыночной финансово-экономической системы. Вопреки Гайдару он на полную мощь запустил станок, печатающий пустые деньги, принялся разгонять гиперинфляцию, подрубая под самый корень либеральные реформы Гайдара.
Кстати, тут уместно привести мнение о Геращенко, еще одного блестящего экономиста-рыночника, тоже безвременно ушедшего, - Бориса Федорова (вместе с Чубайсом Федоров пытался заткнуть брешь в правительстве после ухода Гайдара):
− Он (Геращенко. - О.М.) не является ни центральным банкиром, потому что не понимает, чем должен заниматься, ни экономистом, потому что элементарных вещей по денежному обращению в рыночной экономике не знает. Умудриться прожить пятнадцать лет за границей и не понять, как там работает экономика!
Однажды Борис Григорьевич даже бесшабашно пошутил, что скальп Геращенко все равно рано или поздно будет висеть у него на стене.
Но вот судьба так сложилась, что Бориса Федорова уже несколько лет с нами нет, а Геращенко, хоть и на пенсии, но продолжает вальяжно сыпать анекдотами (до которых он большой любитель) и публично поносить гайдаровские реформы, которым он вместе с Хасбулатовым и Ко нанес немалый вред.
Конечно, для объективности в фильме надо было предоставить слово и противникам Гайдара. Более того, таково, думаю, было требование телевизионного начальства, выдвинутого Павлу Шеремету. Но ведь на роль критиков можно было подобрать и более приличных людей.
Персональный сайт Олега Мороза -
http://olegmoroz.ru/