Андрей Кураев о мятежниках 1993 года
В связи со скандалом вокруг Андрея Кураева мне вспомнился один эпизод из моей журналистской деятельности. Речь идет об октябрьских событиях 1993 года. Как известно, непосредственно перед этими событиями между противоборствующими сторонами велись переговоры о перемирии при посредничестве РПЦ. 1 октября было достигнуто соответствующее соглашение - подписан так называемый Протокол №1. Однако уже вскоре Хасбулатов и Ко дезавуировали этот документ, заявив что их переговорщики превысили свои полномочия. Стало ясно, что Белый дом не желает мира, его вожаки рвутся в бой. Этот бой они и начали 3 октября.
Работая тогда в «Литературной газете», я стал обзванивать разных людей, спрашивать их мнения относительного нового поворота событий. Позвонил и Андрею Кураеву, с которым познакомился года за два до этого, когда он был пресс-секретарем патриарха. Спросил, как он считает, что означает новый поворот с точки зрения Церкви - миротворческая миссия, которую взяли на себя патриарх Алексий II и Священный синод, потерпела неудачу; сидельцы Белого дома нарушили договоренности и повели своих сторонников в кровавую атаку.
- Насколько я себе представляю церковную историю России, большей катастрофы в ней никогда не было, - сказал мне мой собеседник. - Чтобы в тот самый день, когда перед Владимирской иконой Божьей Матери был совершен молебен об умиротворении, сразу после этого молебна началась кровавая бойня - это такой знак гнева Божьего!.. То, что произошло в тот день в Белом доме, на церковном языке называется состоянием гордынной прелести. Руководители Белого дома или слишком нерусские, или слишком военные. Поэтому они просто не поняли: настроение народа сейчас таково, что тот, кто сделает первый шаг, перешагнет через баррикады, обязательно проиграет, независимо от того, насколько успешен будет первый прорыв. Им, видимо, показалось, что момент для атаки самый подходящий: столько народа на их стороне, все за них, даже Владимирская Божья Матерь.
Так оно и было 3 октября до позднего вечера: полная иллюзия победы в стане мятежников, возникшая из-за первого успешного прорыва по Садовому кольцу, захвата мэрии, гостиницы “Мир”… Но потом события покатились в обратную сторону.
- И все же о провале церковной миссии можно говорить только отчасти, - продолжал отец Андрей. - Если иметь в виду конкретную ситуацию, - да, это, конечно, провал. Но для общего процесса возрождения национального и церковного сознания в России это было очень важно. То, что церковь дерзнула взять на себя такую миссию. Ведь много десятилетий она была совершенно отстранена от подобного служения. Сейчас спрашивают: будет ли реализована угроза предать анафеме тех, кто первым прольет кровь? Во-первых, довольно трудно выяснить, кто это сделал первым. Во-вторых, если обращаться к прецедентам… Последний такой случай был с патриархом Тихоном - с его анафемой, адресованной большевикам. Насколько мне известно, позднее этот вопрос не уточнялся, специального чина с названием имен, предаваемых анафеме, не было. И я почти уверен, что имена не будут называться и сейчас, и далее эта линия не будет продолжена.
Так, разумеется, все и произошло. Церковная миссия провалилась, но анафема на виновников провала официально не была наложена. Напротив, они сами после поражения принялись самочинно предавать анафеме Ельцина и его сторонников. В частности, это сделал помощник одного из руководителей мятежа генерала Ачалова Иван Иванов (видимо, псевдоним), поименовав «Анафемой» свое сочинение о трагических октябрьских событиях.
Персональный сайт Олега Мороза -
http://www.olegmoroz.ru/ Аккаунт Олега Мороза -
http://olegmoroz1.livejournal.com/ Сообщество «Политические новости» -
http://my.mail.ru/community/poliitics/