Многие мои друзья советовали мне прочесть сначала эту книгу, а потом уже «1984» Оруэлла. Но так уж вышло, что они мне советовали это как раз тогда, когда я прочёл где-то четверть «1984». Но вот, дошла очередь и до Олдоса Хаксли.
События книги разворачиваются в седьмом веке Эры Форда (отсчёт от выхода модели «Форд Т»). Девиз этой самой эры: «Общность, одинаковость, стабильность». Люди больше не рождаются. Их выращивают в лабораториях. Есть альфы, беты, гаммы, полукретины; каждый на своём месте, каждый с детства во сне усваивает определённую кастово-кастомную мораль. Низшие касты - близнецы, которые вырощены методом почкования Бокановского из одной оплодотворённой яйцеклетки. Слова «отец», «мать», «любовь», «свобода» теперь пошлые, непристойные, наказуемые. Люди выбирают себе партнёров по сексу на раз или два. Каждый принадлежит всем остальным. Нет кинотеатров, есть ощущалки. Наука особо не развивается, дабы не нарушить стабильность общества. Всё модифицировано, всё запрограммировано, людям остаётся только жить вечно молодыми (вплоть до крайнего срока в 60 лет), потреблять, делать несложную работу, забивать досуг всякими приятностями, летать на вертопланах в любую точку мира. Бога нет. Есть Форд. Ещё есть ЗБС - заменитель бурной страсти, а также легализированный, выдаваемый государством наркотик - сома, синтезированный лучшими химиками планеты с целью избавлять людей от агрессии, переживаний, расстройств, неудовлетворённостей. Люди счастливы в обществе, стабильность достигнута, никто не страдает. Никто не знает, что такое страдания. Кто начинает подозревать - по заложенной в детстве программе, употребляет наркотики в нужных количествах. Кто думает слишком вольно (а это представители высших каст, которым больше, чем всем остальным оставлена способность чуть более самостоятельного мышления) - ссылаются на острова.
Представьте себе такой мир. Представьте Лондон с Большим Генри (вместо Биг Бэна). Представьте это самое общество. Представили? А теперь поместите в него дикаря, паренька, который родился (!) от цивилизованной матери, живущей по всем вышеперечисленным законам, в индейской резервации, где ещё помнят о боге и даже хранят томик Шекспира…
Как писал сам Хаксли чуть позже после написания книги, в «О дивном новом мире» есть ошибки. Не всегда верится в здравые слова дикаря, основанные на одной лишь книге и на воспитании в обществе индейцев, которые почти совсем не принимали его. Но это простительно. Книгу я прочитал достаточно быстро и ни разу у меня не возникало желания её забросить (как, например, «Над пропастью во ржи»). Интересно, как когда-то давно автор представил себе утопический мир будущего, которое не должно случиться, как и будущее, которое представлял себе Оруэлл. Наиболее интересные (для меня) философские рассуждения - в последних главах, в диалогах Джона и Главноуправителя, понимающего абсурдность общества, но смирившегося ради блага всех остальных.