(из прошлых вебинаров)
Первое, с чего мы начнем структурировать. Я бы хотел напомнить старую добрую шкалу компетентности, я про нее часто рассказываю:
Неосознанная некомпетентность - не знаю, не умею
Осознанная некомпетентность - знаю, но не умею
Осознанная компетентность - знаю как и учусь уметь
Неосознанная компетентность - научился и умею
Сверхосознанная компетентность - научился и умею учить других.
Сейчас мы подробно с этими уровнями разберемся и посмотрим, что имеется в виду под каждым из этих уровней.
Комментарий/вопрос из чата: Естественно, чем более простым кажется принцип, одобряемый нами на словах, но никогда полностью не применяемый, тем больше я становился убежден в том, что открытие новых методов применения этот простого, но тем не менее забываемого нами принципа, должно считаться очень важным.
Совершенно верно. Поэтому я буду рассказывать простые вещи.
Итак, условно говоря, мы можем поделить человека на некие два уровня:
Первый уровень назову словом "ум", то есть это наш логический ум, которым мы все понимаем, которым мы все картируем и знаем что-то. Вторая вещь, наверное, это больше связано с телом, но назовем это подсознанием. В подсознании содержаться так называемые навыки - это когда мы можем что-то делать без необходимости умом это как-то контролировать. Соответственно, когда говорят про умного человека, то по большей части говорят про его ум, а не про навыки. Можно быть очень умным человеком, таким "кухонным философом", "теоретиком кунг-фу". Была такая песня у группы "ДДТ" про люберов, там был такая строчка: "Он отделает любого теоретика кунг-фу", потому что как раз в те времена в 90-е годы было как раз очень много таких людей, которые теоретически занимались единоборствами, но в реальной уличной драке они сделать ничего не могли и очень быстро убегали. На уровне ума они все знали: все болевые точки, как управлять внутренней энергией, правильные стойки и движения и так далее, но ничего из этого применить не могли.
Неосознанная некомпетентность
Что такое неосознанная некомпетентность? Это значит, что в уме нет никакой информации о том, что что-то не так со мной, а в подсознании, соответственно, нет никаких навыков по этому поводу. На уровне неосознанной некомпетентности единственное, что может на нас как-то повлиять и воздействовать, для того чтобы перенести нас на следующий уровень, на уровень осознанной некомпетентности, - это социум, люди вокруг нас. То есть рано или поздно мы сталкиваемся с кем-то, мы его видим или он нам что-то говорит, или мы видим, как кто-то что-то делает, и вдруг замечаем, что "а я-то этого не умею". Тогда у нас наступает осознанная некомпетентность.
Осознанная некомпетентность
Осознанная некомпетентность - штука неприятная, это из той серии, как "если ты что-то уже узнал, то потом сделать так, чтобы ты этого не знал - очень трудно". Если то, что я увидел или с чем столкнулся, имеет какое-то отношение к моей способности выживать, доминировать, быть правым или каким-нибудь другим глубинным потребностям, то меня это будет тревожить, создавать мне заряд, мучить меня и так далее. То есть пребывать в состоянии осознанной некомпетентности очень трудно, поэтому человек старается быстрее перейти к такому уровню, который называется "осознанная компетентность".
Осознанная компетентность
В чем она состоит? Здесь, как правило, и хочется и можется, то есть есть возможность найти какие-то учебники, информацию, прочитать ее и понять умом, разобраться, что и как устроено. Вроде как бы на этом месте наступает состояние-ловушка, про которую в свое время мудро сказал персонаж фильма "Матрица". Морфей сказал: "Знать путь и пройти его - не одно и то же". Вот осознанная компетентность - это как бы "знать путь", а чтобы пройти его, надо приобрести навык. А вот как приобрести навык... Это штука тяжелая, как каждый из слушающих, наверное, знает. Одно дело - прочитать книжку, в которой изложены правильные принципы делания чего-то, а другое дело - приобрести навык в делании этого. Ну, и если человек каким-то образом все-таки пробивается, то есть он начинает себя тренировать, допустим, ему попадается какая-то хорошая технология, где как-то по шагам все алгоритмизировано и расписано, или попадается хороший учитель, который пинает его очень хорошо в нужные места в нужный момент времени, то рано или поздно у человека появляется навык. Навык этот называется "неосознанной компетентностью".
Неосознанная компетентность
Неосознанная/неосознаваемая компетентность в том плане, что когда я что-то умею делать, то мне не нужно думать для того, чтобы это делать. Самое интересное, что через некоторое время я даже могу вообще забыть, как я это делаю. Этому состоянию соответствует еще пятый уровень, про который мало кто знает, я его называю "сверхосознанная кометентность".
Сверхосознанная компетентность
Это когда человек из разного рода интересов, например, из исследовательского, начинает наблюдать за тем, как он что-то делает. То есть он наблюдает свой собственный навык и у него появляется информация о том, как это алгоритмизировать, технологизировать и передать другим людям то, что умеет делать он. Это очень редкая способность. Например, то же самое НЛП посвящено тому, чтобы найти какого-то другого, кто умеет это делать, смоделировать его и тем самым пересадить нужный навык себе, но, в принципе, есть же еще более интересная тема - это найти у себя, что ты умеешь делать и смоделировать это так, чтобы передать другим. Изнутри-то моделировать проще, ведь "я же умею это делать". То есть одно дело, когда я пытаюсь что-то смоделировать, не умея этого делать, а другое дело, когда я пытаюсь что-то смоделировать, умея это делать. Я на семинарах часто говорю, что многие из вещей, техник, которые я показываю, многие методы, которые я демонстрирую, по сути основаны на том, что я наблюдал за собой, как я это делаю, и пытался это как-то алгоритмизировать. Когда у меня что-то получалось, я отлавливал и думал: "Интересно, а как я это сделал, что я конкретно делал?"
Вот такой сравнительно недавний опыт моего интенсивного обучения связан с тем, что я решил стать синхронным переводчиком. Синхронные переводчики - это достаточно элитная профессия, в эти круги достаточно трудно пробиться, довольно немного людей этой профессией владеют и, вообще говоря, в этих кругах считается, что навык синхронного перевода у человека от природы: он либо есть, либо нет, потому что довольно-таки сложное занятие. Если вы себе представляете, одновременный перевод - это когда человек сидит, слышат в наушниках речь на одном языке, как-то там ее транслирует, при этом параллельно говорит на другом языке, то есть одновременно переводит. Это значит, что одновременно мозг переводчика выполняет кучу функций: и слушает, и понимает, и транслирует, и говорит - и все это происходит параллельно. И, как я на семинарах говорил, частенько возникает состояние, которое я понял, работая синхронным переводчиков, что такое "закипают мозги", потому что когда такую работу выполняешь, то начинаешь это чувствовать в буквальном смысле слова, как у тебя мозги закипают. Слава Богу синхронисты работают поочередно минут по 30. Почему по 30 минут - потому что при интенсивном синхронном переводе больше 30 минут работать вряд ли возможно без вреда для здоровья, хотя, конечно, можно впадать в своего рода трансцендентное состояние и работать дольше, но в основном синхронисты работают по двое и по трое, чтобы регулярно подменять друг друга. В общем, я наблюдал за тем, как навык у меня появляется.
Напомню еще раз, вебинары до осень идут по вечерам каждый вторник (Нешкола) и каждый четверг (12 волн). ЕЖЕНЕДЕЛЬНО. Без отмен. Для этого всего-навсего надо зарегистрироваться в соотв. новостной рассылке и отслеживать письма в ней.
Ближайший - 12 волн, сегодня, 2 августа, в 20-00.
http://olegmatveev.org/clearflow (вебинары до конца лета по четвергам)
http://olegmatveev.org/unschool (вебинары до конца лета по вторникам живая группа)