В 1981 г. английский биохимик и натурфилософ Руперт #Шелдрейк выпустил книгу "Новая наука о жизни. Гипотеза созидательной причинности" (Sheldrake R. A new science of life. The hypothesis of formative causation. London, 1981), несколько раз переизданную.
Цитаты отсюда "#Созидательная_причинность" - это совершенно новый принцип связи причин со следствиями. Как физика построена на идее взаимодейстия частиц посредством физических полей, так биология должна выяснить, с какими полями она фактически имеет дело. Шелдрейк напоминает о морфогенетическом поле Гурвича, он уверен, что нечто подобное надо ввести для биологии в целом, и делает это. Как и Лавлок, он считает, что земная природа как целое обладает памятью, так что любое новшество становится как бы общим достоянием. Примеры его таковы.
Первый, химический: если вещество с данной формулой может давать несколько форм кристаллов, то при первых попытках его получения образуется смесь разных форм, но вскоре устанавливается единая форма - даже в лабораториях, осуществляющих кристаллизацию впервые. (Обычное объяснение - распространение зародышей кристаллизации через пыль на бородах и одежде заезжих химиков - не кажется Шелдрейку серьезным.)
Второй, морфологический: развитие зародыша объясняют через последовательную смену морфогенетических полей, которые сами не объяснены. Конечно, про эти поля можно рассказать в терминах физики (излучений, концентраций веществ), но это - не объяснение. (Поясню мысль Шелдрейка своим примером: если кто-то выпрыгнул из окна и разбился, это можно рассказать в терминах механики, но это неинтересно; объяснить это - значит поведать о другом: о причине, побудившей человека расстаться с жизнью.) Шелдрейк объясняет #морфогенез как реализацию памяти вида.
Третий, этологический: если животные чему-то научились, то это научение быстро передается необученным - даже при полном отсутсивии контактов. Так, известно, что голубые синицы в 1920-1930-е годы научились открывать молочные бутылки. Они живут три года и мигрируют всего на три мили, однако семилетний перерыв производства (во время войны) бутылочного молока не помешал всей голландской популяции вновь овладеть этим умением всего за год.
Четвертый, социально-психологический: феномен "коллективного бессознательного" (так швейцарский психолог Карл Юнг называл господствующие в обществе неосознанные "архетипы", т.е. образцы мышления) является памятью общества не в переносном, а в прямом смысле. Ярким образцом социального архетипа служит для Шелдрейка дарвинизм. (Действительно, он распространился в европейском сознании почти мгновенно и стал восприниматься почти всеми на уровне бессознательного.) Это - современный миф, существующий по законам мифа; в частности, ДНК играет в дарвинизме ту же роль, что нить жизни в греческом мифе (та нить, которую прядут, распределяют среди людей и обрывают три богини - Парки).
Сам Шелдрейк видит роль ДНК иначе - как нечто вроде набора резонаторов. Он уподобил молекулярного биолога дикарю, залезшему в нутро телевизора - действуя на детали, тот вызывает на экране искажения и полагает, что нашел источник изображения в самом телевизоре, а не в телецентре. На самом деле надо искать внешний источник сигналов.
...
Нельзя сказать, что #морфическое_поле просто выдумано Шелдрейком - нет, оно в каком-то смысле заимствовано из современной физики: среди физиков зреет убеждение, что мир - не столько набор тел, сколько взаимодействие полей (об этом см. книгу Девиса "Суперсила", упомянутую в п. 1). Шелдрейк не одинок, когда пишет (Sheldrake R. Habits of Nature. // One Earth. 1988, N 3, c. 30): "Поля более фундаментальны, чем материя", они - "области влияния в пространстве и времени. Их природа более напоминает модификации в пространстве, чем что-либо, истекающее из материи или творимое ею".
Понять эти слова поначалу трудно, но они проясняются после ознакомления с его понятием "морфического резонанса": как телевизор может принять любую из станций, на которые настроен, за счет резонанса (совпадения несущей частоты станции с собственной частотой входного контура телевизора), так и в природе Шелдрейк видит своеобразную настройку. Например, вещество кристаллизируется так, а не иначе, вовсе не потому, что какое-то "морфическое поле" управляет процессом кристаллизации (этот процесс задается физикой), а потому, что это поле указывает данному образцу вещества один из физически возможных путей, т.е. "настраивает" образец на данный путь. Для Шелдрейка хромосомная #ДНК - всего лишь набор резонаторов, выбирающий из возможных путей онтогенеза тот, который соответствует данному виду. В этом случае морфическим полем Шелдрейка будет обычное #морфогенетическое_поле Гурвича.
ОМ, 2006 г.
старый форум