Этого нет в архиве, просто поцитирую.
Вывод напрашивается очень простой - нужно иметь не один учебник и не один справочник. Желательно иметь „сад Божественных песней". Сад! Человек, располагающий очень маленьким количеством объектов, которые воспринимает свежо, всегда будет делать вынужденные паузы, потому что себя не переломишь, а если и переломишь, очень легко доиграться до идиосинкразии. С одной полочкой книг далеко не уедешь - чтобы отдохнуло внимание, чтобы ожил интерес, чтобы вернулась острота, прерываться придется очень часто. Но мы, почему-то находясь в плену семантического обучения как приоритетного, забываем о том, что организм есть действующее лицо обучения, лицо, которое является самостоятельным, суверенным, суверенитетным, юридическим и физическим в этом эдукативном процессе.
Итак, два-три учебника на каждый язык - это минимум, который нужно иметь. И тогда у нас будет возможность чередовать учебники, постоянно находиться в том прекрасном напряжении, которое способствует lengthening of life, как говорил Эмерсон, продлению жизни, ибо именно этого благого напряжения жаждет сущность наша, желая проявить себя. А проявить себя она может только в гигантской работе по расшифровке universe - загадочного всемирного действа. Мы капля за каплей работаем над ним, помогая друг другу. Отвергая помощь Горациев и Лао-цзы, мы поступаем, конечно же, по-свински, потому что их участие, как проверено временем и не одной тысячей умных голов, - великолепный помощник. Наука, как видите, здесь дает мало. Но не обвиняя науку, мы понимаем, что организация быта в самообразовании должна быть пересмотрена. Принципы, которые я пытался сейчас изложить, являются принципами деловитости автодидакта. Та заземленность, которая видится человеку непосвященному в наш автодидактический вовсе-не-эзотеризм, тут же пропадает, когда он, становясь посвященным, наконец поймет, что веселая наука - название этому процессу заимствую, естественно, у Ницше - приобретения книги, копания в книжных развалах, посещения букинистов, поиска книги, которая, может быть, издана тиражом лишь 9-10 тысяч экземпляров, также должна быть пройдена. И деловитость, поставленная деловитость, оказывается здесь поэтичной, проникнутой солнечной энергией специфического эвристического поиска, когда человек ищет нужное ему, чувствуя не нюхом по-собачьи, а сознавая, что человек Гораций и человек Георг Лихтенберг подарят, наконец, то, что не может подарить никто. Шедевров мало. Чрезвычайно мало. Некоторые источники приводят цифру 400. Их действительно было около четырехсот - так называемых гениев, которые оставили себя в шедеврах. И мы можем проявить обыкновенным проявителем, который есть в распоряжении у каждого, негативы, которые до нас доходят, формы текстов, которые сначала не проявляются.
Эти тексты должны быть организованы в нашей библиотеке определенным образом.
Правило № 1 - корешки наружу и в один ряд. Тот, кто умудряется ставить книги в два или даже в три ряда, умеет лишь хранить их, а не читать. Похороны книг таким образом - весьма распространенная вещь. Книга, находящаяся вне поля повседневного бытового зрения, отходит на покой. Она забывается, она вне употребления.
Правило № 2 - посмотрел - возьми - открой. Правило нормального человеческого поведения, ибо оно при всей легкости исполнения позволяет удалить тяжелейший недуг из жизни, который называется „синдром непрочитанной библиотеки". Мы прекрасно знаем, что это за синдром, мы перестали стыдиться непро-читанности. Поэтому спешу, расшифровав, повторить и чуть-чуть подробней рассказать о применении этого способа. Бросил взгляд на книгу - хоть ты спешишь, и тебя ждет возлюбленная - бери, открывай. Не надо излучать досаду - в следующий раз не будешь смотреть! Правда, ходить в позе со стыдливо опущенной головой, пряча глаза, которые от любопытства нет-нет да и заберутся взглядом на полку, - очень быстро надоест, увидите. Возьмешь на четверть минуты - но возьми, - как только взял, включилось состояние! А вы знаете, какое мы придаем значение состоянию в связи с теорией и практикой самообразования! Разве можно было бы одним махом прочесть все, что было прочитано на протяжении всей жизни? Важно притронуться, достаточно посмотреть на человека, чтобы включилось всё, что с ним связано: служил ли с ним в армии или сидел за одной партой в школе. Всё вдруг вспоминается, даже номера телефонов, которые, кажется, забылись. Как видите, любопытные механизмы не задействованы в эдукативной, просвещенческой сфере, в сфере обучения и научения самого себя особенно.
Правило №3 - применение приема фрагментарного чтения. Не было такого человека и нет, который полностью прочитал бы какую-то книгу. И навряд ли будет. Сегодня, когда мы, словно руку или голос, как говорят музыканты, ставим деловитость, мы обязательно должны помнить, что обречены на фрагментарность понимания, следовательно, нужно научить себя возвращать и возвращаться. А возвращаться удобно, я повторяю, когда тексты, заключающиеся в любых книгах - фолиантах и брошюрах, - на виду.
Правило № 4 - помнить о том, что образ книги тоже работает, работает без устали. Если вы создадите в своей квартире атмосферу особых состояний за счет того, что на досуге как-нибудь пройдетесь взглядом по корешкам тех книг, которые прочитали, вы вдруг заметите, что состояние, которое вызываете элементарным воспоминанием, задевая лучом внимания корешки, связывается с другим состоянием. Таким образом получается ассоциативная работа, самоорганизуются ассоциативные клястероподобные, „созвездиеобразные" состояния, о существовании которых вы даже не подозревали. Вот это и есть настоящая наполненность нашего с вами транстемпорального канала жизнью. У многих так жизни и не бывает - один сквозьвременной, транстемпоральный канал от этой точки до той, когда человек, якобы проживая, на самом деле всего лишь доживает. Вспомните Тараса Шевченко (обожаю эту строку): „Чи я живу, чи доживаю?' Явное противопоставление. Антиномия между доживанием как нежизнью и подлинной наполненной жизнью, которая достойна человека.
И вот, рассмотрев эти четыре правила, четыре закона, которые, конечно же, можно выписать крупными буквами и для детишек -они тоже должны, наконец, привыкнуть, что библиотека в доме нужна не для заполнения мебели, а для общения с книгами, за которыми стоят великие духовности, - мы можем здесь, как из логического коронариума, сделать вывод: чтение нужно все время повторять. Поскольку наше семантическое чтение обречено только лишь на фрагментарность, мы постоянно должны возвращаться к книгам.
ОМ, 2006 г.
старый форум