1. Наблюдение без оценивания
Первый компонент #ННО подразумевает отделение наблюдения от оценивания. Если мы сочетаем наблюдение с оцениванием, другие склонны видеть в этом критику и сопротивляться тому, что мы говорим. #ННО - способ самовыражения, не приветствующий статичные обобщения. Вместо этого, наблюдения должны содержать указания времени и контекста.
2. Идентификация и выражение чувств
Второй компонент, необходимый для самовыражения - #чувства. Надо развить у себя запас слов, позволяющий ясно и точно идентифицировать свои эмоции, что позволит легче строить контакт с другими. Например, можно использовать расширенную Шкалу Эмоций для описания и идентификации своего состояния. В этом месте можно ее даже проработать как часть занятия.
Выражение нашей уязвимости помогает разрешить конфликты.
В ННО отличают выражение действительных чувств от слов и суждений, которые описывают мысли, оценки и толкования.
Важные моменты:
1. Отличать свои чувства от мыслей,
2. То, что мы ЧУВСТВУЕМ, от своих ОЦЕНОК своего состояния,
3. То, что мы ЧУВСТВУЕМ, от своих ОЦЕНОК реакций или поведения других в отношении нас.
3. Взять #ответственность за свои #чувства
Третий компонент ННО - подтверждение потребностей, лежащих в основе наших чувств. То, что делают и говорят другие, может быть стимулом, но никогда не является причиной наших чувств.
Когда кто-то направляет к нам негативное сообщение, у нас есть четыре способа получить это сообщение:
(1) обвинить себя,
(2) обвинить других,
(3) ощутить наши собственные чувства и потребности,
(4) ощутить чувства и потребности, скрытые в негативном послании другого человека.
Суждения, #критика, диагнозы и толкования - все это отчужденное выражение наших собственных потребностей и ценностей. Когда другие слышат критику, они склонны направлять свою энергию на самозащиту или контратаку. Чем непосредственнее мы можем соединить наши чувства с нашими потребностями, тем легче будет другим ответить с состраданием. В этом мире, где нас часто грубо осуждают за раскрытие и высказывание наших потребностей, делать это может быть пугающим поступком, особенно для женщин, приученных обществом игнорировать свои собственные потребности и заботиться о других.
На пути развития эмоциональной ответственности, большинство из нас переживают три стадии:
(1) «эмоциональное рабство» -- веру в нашу ответственность за чувства других;
(2) «халатность» -- когда мы отказываемся признать, что нам не все равно, каковы чувства и потребности других, и
(3) «эмоциональную свободу» -- когда мы принимаем полную ответственность за свои собственные чувства, но не за чувства других, осознавая при этом, что невозможно удовлетворить свои собственные потребности за счет других.
Отличать искреннее общение от попыток «мотивировать посредством обвинений».
Увязывание своих чувств со своими потребностями: «Я чувствую … потому что я …».
Когда мы выражаем свои потребности, наши шансы их удовлетворить повышаются.
Если мы не ценим свои потребности, другие их тем более не оценят.
4. Попросить того, что обогатит нашу жизнь
Четвертый компонент ННО - это вопрос о том, что мы хотим запросить друг от друга, для того чтобы обогатить наши жизни. Мы стараемся избегать туманных, абстрактных или двусмысленных формулировок, и помнить об использовании языка позитивных действий, делая утверждения о своих запросах о чем-то, а не о запросах о том, чтобы чего-то не было. В разговоре, чем яснее мы выражаем то, что мы хотим получить в ответ, тем вероятнее, что мы это получим. Поскольку посланное и полученное послание не всегда совпадают, нам стоит научиться выяснять, было ли наше сообщение точно услышано. Особенно в тех случаях, когда мы высказываемся перед группой, нам стоит ясно указать, какого рода отклик мы желаем получить в ответ. В противном случае, результатом станут непродуктивные разговоры, которые отнимают кучу времени.
Некоторые важные моменты
Запросы будут выглядеть как требования, если слушатели подумают, что при неподчинении их будут наказывать или обвинять в чем-то. Мы можем помочь им довериться тому, что это - запрос, а не требование, указав на наше желание, чтобы они сделали это только в том случае, если они могут это сделать по собственному решению.
Цель ННО не в изменении людей и их поведения ради достижения наших целей, а в установлении отношений, основанных на честности и эмпатии, которые в результате дадут удовлетворение потребностей всех.
Необходимо делать запросы ясным, позитивным, конкретным языком действий, который говорит о том, что мы на самом деле хотим. Туманность выражений способствует возникновению внутреннего замешательства.
Депрессия - награда за «хорошее поведение».
Слушателю может быть неясно, что от него хотят, когда мы просто выражаем свои чувства. Часто мы сами не осознаем, что мы запрашиваем.
Запросы, в которых нет ссылок на чувства и потребности, кажутся требованиями. Чем яснее мы даем понять, какой ответной реакции мы ожидаем, тем больше вероятность ее получить.
Чтобы убедиться, что посланное и принятое сообщения совпадают, попросите собеседника воспроизвести его. Выразите ему свое восхищение его попытками выполнить этот ваш запрос. С пониманием отнеситесь к тому, кто откажется его выполнить.
Проявив собственную уязвимость, мы часто захотим узнать:
1. Что чувствует слушатель,
2. Что он думает, или
3. Готов ли он предпринять какое-то конкретное действие (выразить его словами!).
В групповом общении, часто теряется много времени из-за того, что ораторы сами не уверены в том, какой отклик они хотят получить.
Получая требование, человек имеет два варианта выхода: восстать или подчиниться.
Как отличить запрос от требования:
1. Наблюдать за реакцией говорящего на отрицательный ответ.
2. Если это было требование, говорящий начнет критиковать или оценивать.
3. Это требование, если говорящий потом начнет обвинять.
4. Если это запрос, говорящий проявит понимание потребностей другого человека.
Наша цель - создание отношений на основе честности и понимания.
Никто никому ничего не должен, у каждого есть право на самоопределение и право на выход из любой игры.
ОМ, 2006 г.
старый форум