Сразу оговорюсь, дабы мне не предъявляли претензий, что материал содержит упрощения.
Человек является сложной системой, включающей в себя чувства, разум, телесные ощущения.
Если мы возьмем разум, то он похож на компьютер в нем содержится информация, добытая не нами и не для нас. Кто-то когда то, в совершенно других условиях, при других событиях, для других людей, что-то придумал или сделал выводы и принял решения. Тогда эти выводы и решения оказались подходящими и эффективными. И как эффективные и безопасные (что очень важно!) были переданы потомкам.
Пример: еще несколько лет назад, купая младенцев, в ванночку, на дно, стелили пеленку. Зачем и для чего никто объяснить не мог, говорили, что так посоветовала мама или бабушка. Так, мол безопаснее. А смысл в том, что раньше детей купали в деревянных корытах. И опасность занозить ребенка была серьезной. Теперь ванночки пластмассовые. Но желание обезопасить малыша живо. А действие стало нелепым.
Поэтому то, что сложено в нашем уме, чаще всего принадлежит не нам лично. Каким уникальным контентом обладаете вы? Это ваш опыт, ваши решения и убеждения. Они же были, чаще всего, сделаны в самом раннем возрасте. Эрик Берн утверждал, что жизненный сценарий пишется до 4-х лет, и к 6 годам отделываются детали.
Какие решения рождаются в голове 2-4 летнего ребенка? «Мне не дают играть с телефоном, смотреть мультики, не жалеют, не обнимают, отталкивают, говорят, что я плохой, глупый, неаккуратный, непослушный, мамино наказание,» и т.д. и т.п. Вывод - «меня нельзя любить, я плохой, я никчемный». По терминологии Транзактного Анализа - жизненная позиция «Я-не ОКей». И такой бедолага так ведет себя, так строит свои взаимоотношения с другими, так ведет свои дела, чтобы подтвердить свою жизненную позицию неудачника. Делает он это, естественно, НЕОСОЗНАННО.
Как мы пытаемся поступать, если все идет не так, как надо? Пытаемся анализировать и делать правильные выводы. А также прогнозировать, как все должно произойти иначе.
Берем то, что есть (факты) и что надо сделать, чтобы, стало лучше. К услугам аналитика запас своих и ЧУЖИХ решений и сценариев, заботливо накопленных и сложенных в уме. От перемены мест слагаемых получается «как всегда» или «то же самое, что было в прошлом году в Одессе».
Даже если ум найдет что-то новое, или знает, как сделать правильно («Занимайтесь зарядкой и ешьте полезную пищу»), наше подсознание алаверды использует программу-автомат, которая сделает «как всегда». Потому как привычно, безопасно и когда то способствовало адаптации к среде.
Вот эти программы-автоматы и являются нашими проблемами. Применяя их, мы не поступаем, как требуют обстоятельства «здесь и сейчас», а используем старые схемы.
Многие люди, которые нередко являются также родителями, относятся к ребенку как к полуфабрикату, который нуждается в правильном приготовлении. И вот такой горе-повар, заметим - чаще всего без специального образования(впрочем, и оно часто не помогает, а порой и откровенно вредит) берется довести полуфабрикат до вкусного блюда.
Ребенка обтесывают, ошкуривают, воспитывают, обучают. На результат без слез не взглянешь.
Как мы поступаем с маленькой личностью?
Категория УМ:
Ты говоришь глупости.
Твое мнение никого не интересует.
Мал еще мне указывать!
Ты порешь чушь.
Как мне надоели твои фантазии.
Ты опять врешь.
Не выдумывай.
Тошно слушать.
Вот вырастешь, будешь сам решать…
Категория «ЧУВСТВА»:
Перестань реветь.
Что за нежности?
Не будь трусом.
Не злись на меня.
Что это ты такой грустный?
Ты же не девчонка, чтобы…
Девочки не дерутся
Перестань топать, угол поставлю…
Еще одна истерика, и я…
Будешь дуться, вообще не…
Мапло ли, что ты хочешь…
Категория «ДЕЙСТВИЯ»:
Еще раз так поступишь
Не трогай
Не ломай
Тебе в руки ничего давать нельзя
Лучше не делай это
Чтобы больше никогда так не поступал
Дай, я сама
Результат обучения:
чувства - это плохо, стыдно, вредно, обременяет других, никому не нужны, задразнят.
Мысли - ты глупый, ничего путного придумать или сказать не можешь
Делать - опасно, обругают, засмеют, раскритикуют, все равно ничего не получится.
Отсюда желания нашего внутреннего Ребенка:
Пусть все остается по-прежнему. Только бы ничего не менялось. Не хочу никаких проблем.
То есть страх изменений. (Детский закон Мэрфи: Все изменения только к худшему).
Как внешних, так и внутренних. Изменения воспринимаются как катастрофа и обрушение привычного мироустройства.
Не хочу принимать решения, нести ответственность и чувствовать «плохие» чувства. Пусть кто-нибудь сделает это за меня.
Если я буду жалким, меня сочтут безопасным, милым, маленьким и будут жалеть и спасать.
Если ничего не делать, не будет ошибок, критики, ругани и стыда.
Чувства - вытесняются, игнорируются, обесцениваются.
Мыслям, себе, детям, близким, другим и жизни не доверяем.
Укоряем, ругаем и стыдим себя за непродуктивную деятельность и лень, пополам с завистью и злостью на более удачливых.
Разговоры о борьбе с собственными недостатками остаются не более чем сотрясением воздуха. Ибо глупо бороться со своим носом, рукой или спиной- все это части себя самого. А недостатки - это то, что кому-то не нравится. Вспомним чудную фразу отечественного классика: «Я не серебряный рубль, чтобы всем нравится». Любой ребенок не подозревает, что у него есть недостатки, пока его не начинают воспитывать. Именно поэтому и любит себя целиком и полностью. Чему с трудом и за большие деньги учатся потом «воспитанные» взрослые. С сомнительным успехом.
Так почему не помогает психотерапия?
Потому, что не хотим меняться и выходить из зоны комфорта.
Позволяем автопилоту вести нас по привычным кривым дорожкам, не замечая красот и изобилия жизни.
А теперь - выигрыши по Эрику Берну.
Внутренний психологический выигрыш позволяет продолжать находиться в зоне комфорта и ничего не делать, не предпринимать никаких усилий для выхода из нее. Сохраняет привычный психологический фон.
Внешний психологический выигрыш дает человеку возможность избегать внешнего психологического напряжения и возможность ухода из внешних ситуаций, неприятных психологически. Это уход в наркотики, алкоголь, фантазии.
Внутренний социальный выигрыш. Стереотипные социальные взаимодействия дают ощущение компетентности, уверенности в своей собственной социальной роли и адекватности социальной среде. Основание для признания собственной ценности. Ощущения «я такой же, как все. По крайней мере, не хуже».
Внешний социальный выигрыш - То, что человек чего-то добивается в жизни. Как умеет и может.
Биологический выигрыш это энергия внимания, которую человек получает в ходе взаимодействия с другими людьми. Не важно, позитивное или негативное внимание, важна энергия, которую он в любом случае получит. А впоследствии можно пережевывать результаты взаимодействия, жаловаться и обсуждать с друзьями и близкими (партнерами по играм), получая дополнительную энергию.
Экзистенциальный выигрыш - это поддержка жизненной позиции. По Э.Берну жизненная позиция дает человеку определенную устойчивость жизни, то есть, он, опираясь на нее, формирует свое поведение и ощущает себя в жизни уверенно. Любая жизненная позиция, позитивная или негативная (разрушительная) требует поддержки. При негативной (неОК) позиции привычные сюжеты постоянно разыгрываются во внешней жизни, порождая одни и те же ситуации и последствия, чтобы подтверждать сценарное решение _ Я- не ОКей.