Посмотрел тут я на все те посты, которые у меня до сих пор были в ЖЖ на тему фенотипологии, и обнаружил, конечно, что не так уж целостно я донес суть этого направления. Посравнивал на досуге с физиогномикой и, кажется, понял, отчего так много народу странно реагирует на "фенотипологию" - ну еще бы не реагировать, когда в любом книжном магазине физиогномика относится к тому же разделу, что хиромантия, астрология и предсказание судьбы. :) Бггг. Заодно и понял, отчего Лучин так отмазывался от физиогномики - потому что там реально и авторы, и сам материал таковы, что это мало чем на практике отличается от шизотерических штук самого разного разлива.
В общем, в ЖЖ оставлю метку "фенотипология", и буду ее ставить даже там, где буду писать по материалам физиогномики, по избежание ненужной путаницы.
Но для начала - зачем вообще фенотипология - наука типирования характера по внешнему виду, в буквальном переводе. А вот зачем:
ХАРИЗМА.
Яркие генетические черты сильно проявляемые в фенотипе Осознанно проявляемые владельцем Доведенные до гротескового состояния Сознательно, с актерским мастерством отыгранные на публику
Примеры из театра, кино и проч. Начинаете отыгрывать на публику, они вас распознают. За харизматами идут толпами.
Сила и ужас харизмы - обезоруживает людей.
Как Марк говорит - можно, конечно, всю жизнь с фенотипом своим бороться и его "переделывать", просто это не есть оптимальный маршрут. Это как раз было бы из серии "30 лет с поднятой рукой" - забавно, конечно, но только это и в самом деле путь к инвалидности, а не к способностям.
А можно вот так, как в определении харизмы выше - просто уловить, где и в чем проявлена твоя яркая индивидуальность, и ее задействовать. Другими словами, это технология и подход, позволяющий неокортексу лучше познакомиться со своей рептилией, чтобы понимать, куда и на что ее гонять стоит (и как), а куда - нет. В фенотипологии все черты характера четко абстрагируются из совершенно понятных этологических телесных наблюдений и закономерностей, а не из непонятно чего.
Еще один момент, по поводу типирования как раз, он очень важный, и это я прямо набираю из первой главы Тараненко (который, к слову, совершенно не похож на то, что в Лабиринте на эту тему выложено):
Если вы хотите быть профессиональным физигномистом, вам придется оценивать показатели ..., что называется, на глаз. Поначалу будет немного затруднительно в пограничных случаях, но если постоянно и с интересом пересмотреть много лиц на фотографиях и "вживую", то необходимый практический навык, поверьте, приобретается. Ведь обычно начинающий специалист хочет, чтобы "сразу и много". Так не бывает - разве что в кино для наивных. Визуальная психодиагностика требует навыка. Можно сказать и более: "В себя впускание чужого образа, с последующей дешифровкой". Знаете, чем-то сродни системе Станиславского, когда надо пережить того, кого анализируешь. При этом по максимуму доверяйте своему "фоновому" впечатлению. Как говорится, никаких установок и ничего личного. Упаси Бог, подцепиться на изначально заготовленную систему. Простите за жесткость, но как психодиагност вы в данном случае уже умерли. Потому совет: смотрите на лица людей в самых неожиданных ситуациях и почаще. Попутно: не гипнотизируйте никого взглядом, сканируйте живой образ расфокусированным, либо периферийным, зрением. И чутко ловите отзвук вашего внутреннего естества на поступающую информацию. И последнее: поначалу постарайтесь не рассказывать о человеке методом "лицо в лицо". Дело в том, что любой индивид создает вокруг себя некую программирующую внешнюю ауру, которая подпитывает декларируемый имидж-образ. Короче говоря, вы обязательно подпадаете под пресс внешнего влияния и внушения со стороны личности, особенно сильной и поднаторевшей в психоманипулировании. Можно не устоять и начать выдавать на-гора информацию, которую клиент сам же вам и вложил. Поэтому лучше все таки фотографии или видеосъемка. Впрочем, если у вас достаточно сильна индивидуальная психологическая броня, то можете попытаться рассказать человеку в лицо то, что он в действительности представляет собой. Это уже серьезный шаг в сторону психотерапии. Либо к магии по внушению личности того, что вам нужно.
***
В практической психодиагностике важно не только отыскать скрытые, но задействованные в структуре индивида его уникальные психологические качества, однако не мене значимо не приписать ничего лишнего. Иначе говоря, не занимайтесь личностной проекцией, то бишь сбрасыванием собственных комплексов на тех, кто попался под руку, а также - не экстраполируйте без надобности диагностических правил и тенденций. Не развивайте столь легко и рьяно логическую тезу, потому что реальный психологический портрет может оказаться лишь неразвившимся намеком того, на что вы так уповали в своем итоговом заключении. Попытаемся далее продемонстрировать несколько переработанное правило схоласта Оккама: "Не умножай сущности без надобности" в нашем психодиагностическом варианте: "Не добавь лишнего".