ПАМЯТНИКИ НА МАРШРУТЕ ОТ ХОЛМА ХЕМАКУТА ДО ХРАМОВ ЧАНДИКЕШВАРА
ХРАМ ШИВАЛИНГАМА - BADAVI LINGA TEMPLE (Jala Kanteshwara)
Elena Vasta сказал(а): на правой стороне дороги в Камалапур. Идем по этой дороге дальше от холма Хемакута в сторону Камалпура. Скоро направо c асфальтовой дороги удалится дорога грунтовая - follow her! Мы встретили там приятелей-браминов, которые шли очень сосредоточенно от Шива-Линга.
Сначала справа от вас будет прекрасный обзор святынь, которые вы посетили. И буквально через десяток метров вы окажетесь у полуразрушенного святилища с гигантским (3 метра) шивалингамом внутри.
Лингам был выточен из монолитной скалы, лежащей тут когда-то. И поскольку храм был воздвигнут стараниями одной бедной женщины, то он получил название - BADAVI - на каннада бедный? плохой?
У фаллоса Шивы есть довольно большая круглая опора, и отметка, имитирующая три глаза Махадева. Это самая большая монолитная Линга в Хампи. Святилище, в котором установлен лингам всегда заполнен водой, и вода стекает через него на пол святилища. Согласно мифологии реки Ганга упала с небес на землю, чтобы напитать земли влагой и спасти её от засухи. Но поток был настолько сильный, что угрожал расколоть землю на две части. Махадев принял потоки Ганги на свои спутанные волосы, тем самым усмиряя Гангу и отпуская ее на Землю уже плавно текущей рекой. Этому событию и посвящен этот храм, отсюда тут и всегда находится вода.
ХРАМ ЛАКШМИ И НАРАСИМХИ - LAKSHMI NARASIMHA TEMPLE
Еще буквально метров двадцать по грунтовой дорога от BADAVI LINGA TEMPLE и в пальмовой роще вам откроется чудесное и одновременно пугающее видение - Нарасимха Дэв в своей грозной ипостаси - Югры, с выпученными глазами и оскаленными огромными зубами.
Это - самое большое изваяние в Хампи: Дэв и Лакшми изготовлены из гигантского монолита. Лакшми вы сейчас не увидите: Бахманиды, разгромив Виджаянагар, разгромили и множество памятников. Лакшми, сидящую на колене у Нарасимхи, откололи вместе с его рукой. Нарасимха сидит на свернутом кольцами змее Адишеше, его голова создает купол над головой Дэва.
ГРУППА ХРАМОВ ЧАНДИКЕШВАРА (SARASVATI TEMPLE, CHANDIKESVARA TEMPLE, UDDHANA VIRABHADRA TEMPLE)
Эти три храма располагаются еще немного дальше по дороге, но мы до них не дошли, лишь видели их, проезжая на рикше, но почему-то не вышли. И я ужасно об этом жалею, как о всем, от чего отмахнулась там, на месте - таком далеком и труднодостижимом отсюда, но таком близком - тогда...
Sarasvati temple - храм Сарасвати
Крохотный храм Сарасвати расположен к юго-востоку от статуи Лакшми Нарасимха на стороне канала и практически полностью скрыт в кустах - будьте внимательнее и не пропустите его. Храм пуст, и находится в гораздо более поврежденном состоянии, чем те храмы, которые мы осмотрели перед этим.
Напротив храма через тропинку на скале выдолблен образ богини - именно из-за этого образа Сарасвати древний храм и считают посвященным именно этой богине. В Индии Сарасвати поклоняются как богине знаний и литературы, музыки и искусства речи, и, как супруге Господа Брахмы (бога-творца) - как женской энергии космоса. Индусы начинают свое обучение (по первым буквам), молясь этой богине. В иконографии, она держит книгу, представляющих Веды, жемчужные бусины чёток, как символ духовности и медитации; горшок со святой водой и длинный музыкальный инструмент, который называется Вина, символизирующий совершенство искусства. В храме на стене есть изображение Кришны - в виде маленького, еще не умеющего ходить, а пока еще лишь ползающего ребенка
ХРАМ ЧАНДИКЕШВАРА - CHANDIKESVARA TEMPLE
Этот храм отличается великолепными колоннами в виде вздыбленных львов. Хотя из названия следует, что храм посвящен Шиве, но на самом деле, судя по обилию вайшнавской символики, можно сделать однозначный вывод, что храм посвящен Вишну. Тут есть многочисленные изображения господа Вишну и Гаруды, а также Рамы и Ханумана.
Храм выполнен в форме небольшого укрепленного городка с двумя святилищами. Можно обнаружить остатки колонн монастыря - всего около 700 колонн. Считается, что этот гигантский зал когда-то служил убежищем для паломников в Хампи.
ХРАМ ВИРАБАДРАХИ - UDDHANA VIRABHADRA TEMPLE
Это небольшой и совсем не туристический храм имеет важное религиозное значение и весьма почитаем в Хампи. Внешне он ничем не примечателен и не может похвалиться особенными барельефами или другими архитектурными изысками. Неподалеку от храма находится камень Сати.
Есть много рассказов в индуистской мифологии о происхождении культа Вирабадра (Veerabhadra), а я видела замечательную экранизацию в моем любимом сериале "Девон ке Дев Махадев." Сати, дочь короля и сына Брахмы - Дакши, вышла замуж за Махадева против воли отца, который презирал Шиву. Не вынеся потока оскорблений в адрес Шивы, Сати закончила свою юную жизнь, ступив в огонь... Услышав новость о его смерти супруги, Шива в гневе вырвал прядь своих спутанных волос и бросил их на землю. Так и возник разъяренный Veerabhadra, который отрубил голову Дакши, и эта отрубленная голова улетела неизвестно куда. По просьбе жены Дакши Шива пристроил ему хоть какую-то голову - это была голова козла.
ПАМЯТНИКИ В РЕГИОНЕ КОРОЛЕВСКОГО ЦЕНТРА
Отправляемся в путешествие к Королевскому центру, но сначала осматриваем Подземный храм Шивы.
ПОДЗЕМНЫЙ ХРАМ ШИВЫ - UNDERGROUND SIVA TEMPLE
Этот старейший в Хампи храм (возможно он старше храма Вирупакши) стоит одиноко и удаленно от всех остальных групп памятников. На самом деле эта удаленность кажущаяся, так как он находится довольно близко к королевскому анклаву, и обычно осматривается путешественниками по пути к именно этой группе. Но все остальное находится за поворотом, а тут ничего, кроме одинокого храма, в поле вашего зрения нет. Изоляцию храма подчеркивает обрамление деревьев по периметру и углубленное расположение в центре зеленой поляны.
Но я бы поехала, пошла, поскакала туда и ради него одного. Этот странный подтопленный храм...почему он сразу завладел нашим воображением? Что в нём такого особенного? Вечно стоящая влага странным образом почти не повредила прекрасные барельефы дома Шивы - властелин времени, что вы хотите! Мы долго рассматривали неповторяющиеся сюжеты и всё никак не могли уйти из этого мистического здания. И никто нам не мешал, так что почти час мы провели абсолютно одни.
КОРПУС ДАЯНАКА - DANAIK'S ENCLOSURE (дальше все по англю оранж. карте)
Возможно, это одно из самых неоднозначных мест в Хампи. Корпус Danaik (также называемый корпус Dannayaka) разделен на сектора - эти разделения разрушены, но их еще можно легко проследить. Археологи и историки спорят до сих пор по поводу статуса этой области.
Большинство экспертов считает, что Dannayaka - это место расположения административных зданий города, тут найдены остатки дворца собраний, храма Шивы и монетного двора. Еще одна школа археологов доказывает, что тут стояла элита армии Виджаянагара, и указывают на полигоны для выездки верховых лошадей и армейские зернохранилища. Но возможно тут было и то и другое. Площадь корпуса Dannayaka составляет примерно около 200 метров в ширину и 800 метров в длину. Можете взять ваш велосипед или мопед и проехать вовнутрь.
СТОРОЖЕВАЯ БАШНЯ - MOHAMMADAN WATCH TOWER (4) Это сторожевая башня, встроенная в северо-западную часть крепостной стены корпуса Dannayaka.
Вот что интересно: башни использовали не только как наблюдательные пункты за вражескими поползновениями, но и для наблюдения за звездами.
ГРУППОВАЯ БАШНЯ - BAND TOWER (8)
Еще одна сторожевая башня - она расположена южнее Watch tower. Довольно несуразное строение на мой взгляд - какой-то микст дворцовой и тюремной архитектуры.
ХРАМ ТЫСЯЧИ РАМ - HAZARA RAMA TEMPLE (11)
Этот небольшой храм расположенный в самой сердцевине Королевского анклава, скорее всего был домашним храмом царей Виджаянагара. Небольшой, прекрасно сохранившийся и искусно украшенный - его не в коем случае нельзя пропустить любителям индийского и прекрасного.
Храм тысячи Рам - вот такой стишок получается из перевода названия. И знаете почему? Да потому, что древние резчики исписали историями из Рамаяны все стены и колонны храма. А поскольку они были неграмотными, то изобразили Рамаяну в комиксах, как говорят сейчас, проиллюстрировав каждый сюжет картинками в камне. Приезжайте и изучайте Рамаяну, обходя по кругу HAZARA RAMA TEMPLE, и вы найдете все сюжеты древней книги на древних колоннах. Но будет интереснее, если вы будете немного знакомы с текстами - тогда легче будет разбираться в сюжетах. А в самом храме уже другие барельефы и скульптуры - из черного блестящего базальта.
МАХАНАВАМИ ДИББА - MAHANAVAMI DIBBA (28)
Этот уникальный памятник сохранился ныне в виде трех каскадных площадок, каждая в форме прямоугольника. Ступени вели на платформу с юга и с запада. Платформа часто отождествляется с Домом Победы, на вершине которой, возможно, стоял царский трон, откуда царь лицезрел различные парады и празднования. Доминго Паес, португальский путешественник в Виджаянагар между 1520 и 1522, записи, описал, что это сооружение было возведено в честь победоносного военный похода Krishnadeva Рая в Ориссе. Именно здесь король отпраздновал девять дней фестиваля Mahanavami, который знаменует собой победу Дурги над Махишасурой: победу знания над невежеством. Так же именно отсюда цари осматривали свои войска и проверяли их готовность к бою. Великолепие красочных торжеств и парадов оставили глубокое впечатление на иностранных гостей, которые описали их в мельчайших подробностях. Есть рельефы на стороне Диббы которые изображают великие шествия, которые проходили перед глазами царя. На барельефах можно увидеть армии, охотников и танцоров. Показано, как португальские купцы выводили на глаза королевским особам хорошо воспитанных лошадей, которых привезли в Индию из Аравии. Это чудесные изображения праздников и жизни того времени. Можно также видеть многие детали местных костюмов и музыкальных инструментов того времени.
СТУПЕНЧАТЫЙ ВОДНЫЙ РЕЗЕРВУАР - STEPPED TANK (29)
В нескольких сотнях метров от Mahanamavi Диббы, засушливый пейзаж прорезают открытые жёлобы для подачи воды из реки Тунгабхадра, не использующие для этого ничего, кроме силы тяжести.
Вода эта подавалась в удивительно симметричный и хорошо сохранившейся резервуар, называющийся Pushkarni. Он представляет из себя квадратный бак 22 м шириной и глубиной 7м (22/7 - это число ПИ!!!!).
Входные билеты нужны для посещения: 1. Zenana Enсlosure (часть Королевского центра) 2. Vitthala Temple 3. Музей архитектуры На все это вы покупаете единый билет, стоимостью 250 рупий, который действителен только один день. Мы брали рикшу за 400 рупий на полдня. Вполне реально обойтись и без рикши, и без оплаты. Во всяком случае, в Zenana Enсlosure можно зайти без оплаты, так как там просто отсутствует задняя крепостная стена, пространство около 100-200 метров абсолютно ничем не огорожено.
В Vitthala Temple на второй день мы тоже зашли без оплаты - с бокового входа, заодно осмотрели его второй раз. Можно ли купить билет только в музей - не могу сказать. В любом случае, 250 рупий за три очень больших региона (музей очень достойный) - вполне адекватная цена, особенно если сравнивать цены в наших российских музеях. Это я уж так поделилась информацией - вдруг у вас совсем туго с финансами, а посмотреть хочется. Ну еще и для тех, кто, как и я, полезет не из экономии, а из чисто спортивного интереса.
КОМПЛЕКС ЗЕНАНА - ZENANA ENCLOSURE
Мы вошли в комплекс по основной дороге, так как нам надо было купить билет, а о существовании дыр в крепостных стенах мы еще не знали. Тут уже было много народу, как будто людей притягивают лишь платные входы, а в предыдущих комплексах единичные посетители растворялись на огромной и пустынной территории.
КОРОЛЕВСКИЙ СЛОНОВНИК - ELEPHANT STABLE (21)
Интереснейший объект - стойла для слонов! По своей архитектуре они больше похожи на мусульманские здания: такие ассоциации навевают характерные для мусульманской архитектуры купола, с надстройкой по центру крыши для размещения военного оркестра. Между стойлами находятся маленькие проходы для погонщиков, а купола богато украшены изнутри. Вдруг царь решит навестить своего любимого слона в его стойле!
ОФИЦЕРСКИЙ КОРПУС - GUARDS QUARTERS (22)
Расположенное рядом со стойбищем слонов и очень на него похожее по стилю - "стойло)))" для офицеров. На фотографии - оно слева. Перед входом установлены каменные слоны, немного пострадавшие от времени.
Прошли мимо отмеченного на карте Ranga Temple (12)
Он нам показался не стоящим для посещения, и мы в него не заглянули. А зря! Потому что там оказалось очень известное и прекрасно сохранившееся изображение Ханумана. Так что вы не проходите мимо! Храм расположен прямо на обочине тропинки
ХРАМ ВИТТАЛА - VITTALA TEMPLE Это один из самых известных памятников Хампи, вход в комплекс так же платный. На карте ниже этот комплекс обведен в круг, и нарисованы оба пешеходных маршрута от Вирупакши к Виттале.
Увы, но он не стал моим любимым местом, хотя я признаю, что это безусловное чудо, дошедшее до нас настолько хорошо сохранившимся. Мы приехали туда, как лохи, на рикше. А нужно идти к Виттале от Хампи-базар пешком, потому что, во-первых - это очень близко, во-вторых - очень красиво, в третьих - очень интересно. Поход к Виталле - один из самых замечательных пешеходных маршрутов в Хампи. Я даже знаю две дороги - и вот мечусь между ними - какую назвать лучшей? И не могу выбрать! Но об этом расскажу потом, а пока коротенечко, минут на сорок, картинок на сорок, расскажу и покажу Виталла темпл - как мы его увидели с Надеждой и Дургатной. От входа вы можете пафосно прокатиться на электромобиле до Главной достопримечательности, а можете прогуляться - там по дороге есть кое-что для дотошных. Имя Виттала (Витхоба, Пандуранга) относится к одной из форм Шри Вишну, и во многих источниках объясняется как "Тот, Кто стоит на камне". Существует предание о том, что некогда преданный Господа по имени Пундалик оказывал служение своим престарелым родителям, и делал это столь самозабвенно и чистосердечно, что Сам Вишну пришёл к нему домой дать даршан, и терпеливо ждал на пороге. Увидев Вишну, Пундалик дал ему камень, дабы Вишну имел возможность дождаться окончания служения Пундалика родителям. Поэтому Божество Виттала часто изображают стоящим на камне ("вит" - "кирпич", "тхал" - "стоять"), и всегда - подбоченясь. О значимости этого храма можно судить даже по тому, что вокруг храма находилось селение Vittalapura (Витталапура), остатки которого есть и сейчас. Храм знаменит своими грандиозными колоннами в виде вздыбленных коней и сидящих на них грозных всадниках, а в задней части храма - изображения грозного Нарасимхи. Колонны эти знамениты еще тем, что они сделаны из так называемого "поющего" камня. То есть при постукивании по колонне вы получаете не глухой звук, утонувший в мертвом камне, а некий деликатный мелодичный ответ.
Вход и спуск в святилище открыт - НУЖЕН ФОНАРИК! Напротив храма стоит потрясающая колесница Гаруды - полюбуйтесь, какое чудо!
Гаруда - в древнеиндийской мифологии (др.-инд. Garuda, «пожиратель») царь птиц, ездовое животное (вахана) Вишну. Вишну, второй бог троицы, возглавляющий брахманистский пантеон, ездит верхом либо на земле, которая заполняет собою моря, либо на спине Гаруды. Изображают Вишну синим, с четырьмя руками, держащим дубинку, раковину, диск и лотос. Гаруда- полугриф-получеловек, у него крылья, клюв и когтистые лапы хищной птицы, а туловище и ноги человечьи. Лицо у него белое, крылья ярко-алые, туловище золотое. В храмах Индии поклоняются статуям Гаруды из бронзы или камня. В Гвалиоре была найдена статуя, изваянная более чем за сто лет до н.э. греком Илиодором, который поклонялся Вишну.
Ну вот, пока информации достаточно. В следующий раз я расскажу о памятниках в районе холма Матанга. Будет очень интересно!